Два с половиной слова о Crowd out Дэвида Лэнга
Хор-столпотворение
Однажды, посетив футбольный матч, Дэвид Лэнг придумал это.
Смотрите-ка: один из самых востребованных американских композиторов, автор The Little Match Girl Passion (кстати, люто, бешено рекомендую к прослушиванию эту вещь) решил смоделировать толпу с помощью:

21-го хора,
1000 исполнителей,
5 групп волонтёров
и даже зрителей.
Предлагаю дайждест действа, чтобы составить представление о предмете:
Композитора заинтересовала философия толпы и её внешнее — форма, масштаб, визуальные и акустические атрибуты. Обрывки фраз, выкрики, постоянный гул, чувство всеобщей мощи, перемежающееся с острыми приступами одиночества и изолированности.
Я понял, что на время стал частью огромного спонтанного выступления, столь же мощного, как и любое другое большое музыкальное событие. Мы построили музыкальное общество, разделив его на профессионалов, любителей и зрителей, но если обратить внимание в повседневной жизни есть огромное количество событий-мероприятий, в течение которых каждый из нас принимает участие в создании звука. Вы идете в церковь, литературное общество, паб, футбольный матч, вы болеете за свою команду или ругаете команду противника все это так или иначе является музыкальной деятельностью.
Не знаю, насчёт паба, а вот футбольный матч — действительно мощный генератор звуков, в том числе и осмысленных. Правда, надо отметить, фанаты преимущественно действуют не спонтанно, а очень даже подготовленно. Их перформансы для любимых клубов представляют собой настоящее хорошо отрежиссированное действо. Они поют кричалки одну за другой, рисуют баннеры, машут флагами, раскрашивают лица, задействуют пиротехнику, запускают воздушные шары и швыряются цветными лентами. Они слэмятся, в конце концов. У них даже свои дирижёры есть! Как говорил один фан, "мы должны стать первыми на трибунах, чтобы наша команда стала первой на поле". В общем, Неспроста Лэнг вдохновился именно там.

Интересно, что в самом названии есть эффект отголоска. Если произнести его вслух, хочется продолжить: «крауд аут – аут-аут-аут» — будто толпа уносит обрывки твоих слов. В названии есть и внезапная экономическая завязка — словосочетание «крауд аут» в экономике означает «эффект вытеснения» (что-то вроде побочного эффекта вытеснения государством частных инвестиций).
Перформеры говорили, пели, шумели, кричали (куда же без этого на футбольном-то матче), совершали движения, которые можно обозвать хореографическими.
И всё это — фактически посреди города.

Частично партитура прописана нотами, частично— условными обозначениями для выкриков. В общем, Crowd out— сочинение для непрофессиональных исполнителей.
Я полагаю, мы утрачиваем что-то, когда приглашаем исполнять наши произведения только высокопрофессиональных исполнителей. Виртуозность это прекрасно, но она не должна стать пределом существования и воздействия музыки. Парадокс музыкального образования заключается в том, что чем тоньше и глубже вы вникаете в то, как всё это работает, тем дальше вы находитесь от обычного слушательского восприятия, — говорит Дэвид Лэнг.
Зрители не были отделены от исполнителей,
таким образом эффект стихийности и достоверности был многократно усилен.
В качестве текста Лэнг использовал реплики, найденные им в интернете. Он гуглил запрос «когда я в толпе, я…». В основном авторы высказывали страх:

я чувствую себя одиноким, потерянным,
я глубоко вздыхаю,
я ненавижу,
мне хочется броситься в слёзы,
я чувствую себя опустошенным,
я начинаю паниковать,
я теряю контроль.

Любопытно, что предыдущим сочинением Ланга была «Опера шёпотов» (Whisper opera), состоящая, как вы догадались, из шёпотов. То есть композитор работает на контрастах и ни в чём себе не отказывает.
Премьера Crowd out состоялась 8 июня 2014 г. в огромном атриуме «Миллениум» в Бирмингеме при поддержке Birmingham Contemporary Music Group и музыкального директора Саймона Холси (Simon Halsey). После премьеры действо вскоре повторилось (если так можно сказать о заново создаваемом вновь и вновь, неповторимом и нефиксируемом) ещё два раза — в Берлине и Лондоне.

А три года спустя, совсем недавно 1 октября 2017 перформанс состоялся в Чикаго «исполненный жителями Чикаго для жителей Чикаго». Они по-своему подошли к трактовке, восприняв пьесу скорее как иллюстрацию к жизни многомилионного города-муравейника, в котором звучат звуки и ощущаются ощущения. Тут можно увидеть приятные кадры подготовки и говорящего Ланга:
Если кто-то воодушевился настолько, что готов вкушать звучащую толпу в течение получаса здесь полная версия премьерного перформанса:
Written by Анна Красий
All rights for images and videos belong to their authors.
Читать ещё:
В ЛУЧАХ ЧЁРНОЙ ЗВЕЗДЫ
12 февраля 2018
О том, как ХОССП пел последнюю песню Дэвида Боуи
Читать
ЖАЛОБНЫЙ ХОР
25 января 2018
о забавном хоровом проекте финских художников
Читать
ВИРТУАЛЬНЫЙ ХОР РЕАЛЬНОГО ЭРИКА ВИТАКЕРА
23 января 2018
о том, как американский композитор, используя современные технологии, собрал виртуальный хор
Читать
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website