Виртуальный хор реального Эрика Витакера

Виртуальный хор — штука настолько очевидная и знаковая для своего времени, что, кажется, она не могла не случиться. Выудил эту идею из ноосферы и воплотил в жизнь американец Эрик Витакер (Eric Whitacre). Более нервные ребятки транскрибируют его как «Уайтакр».


Эти люди поют, находясь в своих спальнях, комнатах общежитий, гостиных — в разных странах, в разное время. Но в итоге их голоса сливаются в божественное нечто. Похоже на почти религиозный опыт, не так ли?
Реальный Витакер
Итак! Эрик Витакер — композитор, дирижёр, даже оратор, мужчина в расцвете сил с внешностью голливудского красавчика и, безусловно, одна из самых заметных личностей в хоровом мире.
Он дерзновенно берётся за дело и воплощает свои проекты с рокерским размахом, собирая виртуальные «стадионы» хористов и слушателей.


«Выглянуть из коробки» и пробовать новые техники и идеи — его кредо.
Прямая речь Витакера звучит, как исповедь сэлинджеровского персонажа:
Я хотел стать рок-звездой, пятым музыкантом в Depeche Mode или Duran Duran. Я мечтал об этом, и это было всё, о чём я мечтал. Не умея читать ноты, я играл на синтезаторах и драм-машинах. Я вырос в маленьком фермерском городке в северной Неваде и был уверен, что моя жизнь никогда не изменится.

Когда мне исполнилось 18, я поступил в колледж при Университете Невады в Лас Вегасе и был до глубины души поражён, узнав, что не существует ни курсов поп-звёзд, ни хотя бы дипломных программ в этой сфере. Местный хормейстер знал, что я пою, и предложил мне вступить в хор. Я ответил: «Да, с удовольствием вступлю. Отличная идея!» Но про себя подумал: «Ни за что». Хористы в моей школе выглядели полными идиотами, и я ни в коем случае не собирался как-либо связываться с этими людьми. Неделей позже мой друг пришёл ко мне и сказал: «Слушай, ты должен вступить в хор! В конце семестра у нас намечена поездка в Мексику, полностью оплаченная. И в сопрано полно горячих девочек».

Так я попал в хор. Я сел вместе с басами, оглянулся через плечо посмотреть, что они делают. Они открыли ноты, дирижёр дал сильную долю, и — бум — они начали Kyrie Eleison из «Реквиема» Моцарта. Вся моя жизнь до этого была чёрно-белой, и неожиданно всё окрасилось в невыразимо яркие цвета. Этот опыт изменил меня больше, чем что-либо — в тот единственный момент, слушая диссонанс и гармонию людей, поющих вместе, их единение, я впервые в жизни почувствовал, что был частью чего-то большего, чем я сам. И, как выяснилось, в сопрано действительно было много милых девушек.

По окончании колледжа Витакер поступил в прославленную Джульярдскую школу, где учился у Джона Корильяно. С тех пор бывший фанат «Депеш мод» весьма поднаторел в хоровом искусстве.

Он выигрывал композиторские конкурсы один за другим, а в 2012 г. — ни много, ни мало — получил Грэмми за альбом хоровой музыки «Light & Gold».

С большим удовольствием Витакер сотрудничал с оскароносным композитором Хансом Циммером, автором какого-то поистине адского количества саундтреков для культовых фильмов (в т.ч. «Интерстеллар», «Человек дождя», «Тёмный рыцарь», «Король Лев», «Пираты Карибского моря» и многих, многих других).

Кроме того, будучи харизматичным оратором, Эрик делал доклады для многих компаний из списка Fortune 500, включая Apple, Google, Всемирный экономический форум в Давосе, Программу спикеров ООН и два основных этапа переговоров TED.

Виртуальный хор. Начало.

Зачастую гениальной идее нужен толчок извне. В случае с виртуальным хором в роли «ньютоновского яблока» выступила видеозапись, так называемое фан-видео на YouTube, адресованное Эрику Витакеру. Молодая девушка, некто Бритлин Лоси, записала собственное исполнение партию сопрано из его произведения «Sleep».
Ей удалось растрогать композитора и — стать началом грандиозной эпопеи:
Я был ошеломлён. Бритлин была так невинна и мила, её голос звучал так чисто. И мне приносило удовольствие даже разглядывание деталей в её комнате. Я заметил маленького медвежонка, сидящего на фортепиано. Какое душевное видео!
После просмотра и катарсиса Эрик кинул клич в своём блоге — мол, ребятки, пойте и присылайте свои видео, а мы соединим это воедино. В помощь будущим виртуальным хористам он выложил видеозапись с собственным шикарным дирижированием выбранного — собственного же — произведения — «Lux Aurumque».

На мой взгляд, инструкция достаточно любопытна сама по себе, чтобы на неё взглянуть. Сначала композитор рассказывает о замысле и поясняет нюансы, а дирижировать начинает с 5.20. Впечатляет его концентрация на воображаемом звучании, глаза смотрят вам прямо в душу, попробуй только замкни согласную не там, где показано)) В этой технике — что-то сродни хогвартсовской магии, в его облике — нечто среднее между Северусом Снейпом, Златопустом Локонсом и Люциусом Малфоем.
И — интересно сравнить, насколько фортепианная учебная версия отличается от итоговой хоровой:

Lux Aurumque
Свет и золото
Для полноты картины взглянем, о чём нам поёт первый виртуальный хор.
Оказывается, это почти колядка. Текст — о Рождестве, написан неким Эдвардом Эшем, о котором ничего не знает даже сам Витакер. Друг композитора, Чарльз Энтони Сильвестри (зачем-то) перевёл текст Эша на латынь.

Lux,
Calida gravisque pura velut aurum
Et canunt angeli molliter
modo natum.


Свет,
Тёплый и тяжёлый, как чистое золото.
Ангелы тихо поют
новорождённому младенцу.




И, о чудо, люди начали загружать свои видео. Скотт Хэйнс, звукорежиссер, который проделал титанический труд и свел эти стопицот записей, тоже «появился из толпы» и сам предложил свои услуги. Далее — снова прямая речь Витакера:
В произведении было небольшое соло для сопрано, так что я устроил прослушивания. И группа сопрано загрузила свои партии. Многие певцы, которые в этом участвовали, позже рассказали мне, что иногда приходилось записывать 50 или 60 дублей, пока не получался нужный. Наш победитель среди сопрано-соло — Мелани Майерс из Теннесси. Мне нравится её едва заметная улыбка, когда она берёт высокую ноту, она будто говорит: «Без проблем, всё хорошо».
«И у меня была такая же реакция, как у вас. Меня пробрало до слёз, когда я впервые это увидел. Как же это поэтично! — души на своих пустынных островах, отправляющие друг другу электронные послания в бутылках.
И видео стало популярным. У нас был миллион просмотров в первый месяц и много внимания. А потому многие певцы начали спрашивать: «Отлично, когда будет следующий Виртуальный Хор?»
Так что я решил организовать Виртуальный Хор 2.0, для которого я выбрал то самое произведение, которое пела Бритлин — «Сон», я написал его в 2000-м году на стихи моего дорогого друга Чарльза Антони Сильвестри».
Виртуальный хор.
Перезагрузка и революция


Присмотримся к статистике и тенденциям:

185 хористов из 12 стран
Виртуальный хор «Lux Aurumque» (2009)
2052 хориста из 58 стран
Виртуальный хор 2.0 «Sleep» (2011)
Как видите, по сравнению с первым хором здесь в десять (а если точнее – в одиннадцать) раз больше участников. Но, на мой взгляд, из-за этого труднее рассмотреть те самые детали, которые очаровали Витакера, труднее увидеть собрание личностей, а не поющую толпу.
4 000 хористов из 73 стран:
Виртуальный хор 3.0 «Water Night» (2012)
5905 хористов из 101 страны
Виртуальный хор 4.0 «Fly to Paradise» (2013)
К четвёртому проекту хор «оброс» подозрительной электроникой.
Хор — мощное и благое дело, если им заниматься с искренней отдачей. Много раз убеждалась в этом и на примере своего хора, и на примере других хоров. Поскольку это массовая штука, она захватывает многих и многих. Для кого-то хор становится ощутимо судьбоносным, а кто-то просто чувствует, что прикоснулся к сотворению чего-то настоящего и важного. В случае с Виртуальным хором Витакеру удалось вовлечь в процесс создания музыки — и таким образом осчастливить — огромное количество людей.
Говорят участники Виртуального хора:
Моя сестра и я раньше всегда пели вместе в хоре. Теперь она лётчик ВВС и постоянно путешествует. Это так чудесно снова петь с ней вместе!
Помимо красивой музыки, здорово знать, что я часть всемирного сообщества людей, которых я никогда раньше не встречал, но которые всё равно связаны.
Я рада, что смогла стать частью этого хора до того, как заболела раком. Сейчас я уже не способна петь, но способна оглянуться назад и ощутить гордость.
Когда я рассказала мужу, что собираюсь поучаствовать в этом, он сказал, что у меня нет голоса. Было очень обидно, и я даже расплакалась, но что-то внутри меня хотело сделать это, несмотря на его слова. Тогда я поставила отметку на карту Google Earth. Чтобы сделать и отправить запись, мне пришлось отправиться в ближайший город в 400 милях от места, где я живу. Так как я живу в Great Alaskan Bush, спутник — это моя единственная связь с миром.
Виртуальное и живое
Витакер не был бы Витакером, если бы не рискнул соединить виртуальное и реальное исполнение в «прямом эфире». Для эксперимента он адаптировал своё произведение «Cloudburst» — для живого хора и 30 виртуальных хористов из 30 стран (ему пришлось учесть задержку во времени, которую даёт Скайп при передаче данных).
Произведение приятное, рекомендую.
И текст мексиканского поэта Oктавио Паса по-латиноамерикански сочный, полнокровный и мистический.
Мне очень нравится, поэтому перевод оставлю тут:
Очи тёмной воды,
очи живой воды,
очи сонной воды,
раскрытые клювы светлых лучей,
гранатовые звёзды.
Скажи мне, сухая земля, неужто нет воды?
Неужто только кровь и пыль,
только босые следы в тернах?
Дождь пробуждается...
Будем спать, не смыкая глаз,
будем мечтать, раскрывая ладони,
будем видеть сны о реке, ищущей русло,
о солнце, сочиняющем мир.
Будем мечтать вслух,
будем петь, пока песня не пустит корни,
пока из песни не вырастут
ствол, ветви, птицы и звёзды.

Мы должны найти потерянный мир,
вспомнить, о чём говорят кровь
и приливы, и земля, и тело,
и вернуться к точке отсчёта.

Эпилог
В любом деле важно вовремя остановиться. Сейчас Эрик Витакер успешно гастролирует с совершенно реальным, традиционным хором со скромным названием Eric Whitacre Singers.
О своём уникальном детище он говорит ровно то, что мы хотели услышать:
Две вещи меня особенно поразили. Первая — это то, что человеческие существа пройдут любые необходимые расстояния, чтобы найти и связаться друг с другом. Независимо от технологии. И вторая — люди, похоже, ощущают настоящую связь. Это был не просто виртуальный хор. Теперь эти люди в сети стали настоящими друзьями, хотя и никогда не встречались. Но я знаю также и по себе, я чувствую этот виртуальный дух единения с ними всеми. Я чувствую близость с этим хором — почти как с семьёй.
Written by Анна Красий
All rights for images and videos belong to their authors.
Читать дальше
Жалобный хор
о забавном проекте финских художников
Читать
СВЕТЛЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ И НЕ ТОЛЬКО
2 февраля 2018
К концерту Виктории Полевой на получение премии Шевченко
Читать
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website