О Светлых Песнопениях и не только
25 января в киевской Кирхе св. Катерины в исполнении камерного хора "Киев" прозвучали «Светлые песнопения» Виктории Полевой. Это был не рядовой концерт, а концерт на присуждение премии Шевченко 2018.
В оформлении статьи использованы иконы Иванки Демчук
"Софія Премудрість Божа", "Хрещення", "Преображення"
Музыка «песнопений» создавалась в течение 20 лет, и вот, наконец, работа завершена.
Лично я к этому номинанту неравнодушна, и буду рада, если вы к моему неравнодушию присоединитесь.
Огромный пласт творчества Виктории Полевой - это работа с каноническими духовными текстами (музыковеды выявили её принадлежность к так называемому «сакральному минимализму»).

«Светлые песнопения» как раз об этом. Сама В. Полевая определяет жанр своей монументальной работы как хоровая симфония в 15 частях на канонические тексты для солистов и смешанного хора.

На данный момент адекватных записей с концерта я не нашла, поэтому пусть пока побудет это (а ваше воображение дорисует всё остальное)):
Но круг интересов композитора не замыкается на православной традиции. Среди литературных источников, к которым обращалась Полевая – Данте Алигьери, Джон Донн, Иосиф Бродский, Льюис Кэррол и даже Акутагава Рюноскэ.
Биографические данные и перечень разнообразных регалий композитора вы легко найдёте в Википедии, поэтому не вижу смысла их здесь дублировать.

Зато я с большим удовольствием сделала нарезку реплик В. Полевой из интервью разных лет по разным поводам. Их я и предлагаю вашему вниманию.
О светлых песнопениях
Мне трудно отделить это произведение от жизни. Более двадцати лет оно движется сквозь меня, а я сквозь него живу. Это как медлительное восхождение на большую гору, с остановками, спусками, движением вокруг, но все же вверх. Закончился этот процесс, когда возникла последняя часть «Христос воскресе» с тремя птицами – тремя сопрано, которые после финального аккорда запевают откуда-то сверху. Когда запели эти сладкоголосые птички, я поняла, что все стало на свои места и завершилось.
Об украинском хоровом искусстве
У нас развита очень мощная школа хорового пения, которая признана во всем мире. Но подчас мне недостает более светлого, чистого, без выраженной вибрации качества звучания. Оно больше присуще европейской певческой традиции, но его стоило бы привить как инструмент и нашим хорам.

Еще мне бы хотелось, чтобы наши хористы владели разными манерами пения, чтобы это стало нормой. Византийская певческая традиция, сербское церковное пение, болгарское, восточная арабская мелизматика – все эти чудесные вещи еще не вошли в практику, а они очень хороши.

Хотелось бы, чтобы репертуар наших хоров был богаче. Ведь столько музыки написано за последнее время – невероятной, дивной, поражающей. А это как-то мало интересует хормейстеров. И ведь сейчас все доступно: и партитуры, и записи. Хор «Киев» в этом смысле – замечательное исключение.

Камерный хор "Киев" исполняет "Светлые песнопения". Автор световой партитуры - Максим Рубан.
Меня невероятно волнуют в кино те сцены, в которых никто обычно не плачет – только я. Когда поднимается армия, например. Или человечество. Это ощущение гигантской поднимающейся массы меня поражает и волнует как ничто другое. Веришь, никакие любовные моменты меня так не трогают.
Никогда не чувствовала себя плохо в толпе. Вот эта идея, что композитор – изысканный, отчужденный одиночка, мне совершенно не близка.
О концерте в бассейне
Части хоровой симфонии В. Полевой на текст из Божественной комедии Данте звучали в бассейне «Олимп» в рамках цикла концертов музыкального агентства «Ухо».
Музыка – это надписи на воде. А моя симфония просто вырастает из обертонного водного гула. И структуры ее тоже наследуют движения волн, их наложения и всплески.
О первых впечатлениях в Непале
В 2015 г. Виктория Полевая с дочерью провели в Непале два месяца и застали самое сильное землетрясение за последние 80 лет.
Нас отвезли ночью прямо из аэропорта в заповедник Читван. И первое, что я там услыхала — дыхание спящего слона. Точнее, двух слоних. Потом оказалось, что старшую звать Басанти, ей 50 лет, а младшую - Самрити, ей 18 и она баловница.Так что самое раннее впечатление от Непала — тихий мир, тихое дыхание, темнота, наполненная чудесами, которые утром начали проступать

Я испытала ощущение себя совсем маленькой. Кажется, будто видишь вещи в первый раз, воспринимаешь все с чистого листа. Сказочная субтропическая природа и слоны, которые прямо по улицам ходят, потому что это домашние животные. Уже на следующее утро мы катались на них. Когда едешь на слоне — надо войти в ритм его движения. Пластика огромного тела, которое ты чувствуешь... Удивительные умные создания. Смотрит на тебя, и все понимает, все видит. Очень расположены и добры к людям.

Однажды мы были в горной деревушке Горепани и услышали игру на барабанах и пение. Я же всегда иду на звук. Это был полуподвал, и там в полумраке били в барабаны, пели бабки пронзительными голосами. Мы с изумлением увидели, что под эту музыку танцуют мужчины, переодетые женщинами, — с бородами, усами, в очень красивых женских нарядах. Я слушала-слушала, не выдержала, пошла танцевать с ними. Потом нам объяснили, что это редчайший момент, почти невероятный — тайный переход из касты в касту.
О землетрясении
Мы сидели в кафе, в трех-четырех метрах от земли, когда столик заходил ходуном, начали лопаться витрины. Мы вместе со всеми выскочили на улицу. Я увидала, что земля движется волнами, что она течет, словно жидкость, и эти земляные волны надо перепрыгивать. Было много толчков. Ночью в домах никто не остался. Палатки, спальные мешки — весь город переселился на улицу, как одна большая община, сидит на берегу прекрасного озера Фева и ждет нового толчка
О самых сильных музыкальных впечатлениях
1. Джованни Перголези «Stabat mater» для солистов, хора и оркестра. Я пела это произведение в хоре «Щедрик» в раннем детстве. До сих пор помню каждую ноту. Настолько глубоко оно проникло в меня, что я однажды случайно запела «Inflammatus et accensus» в магазине, когда в очереди стояла.

2. Валентин Сильвестров «Струнный квартет» 1974 года. Мне было 12 лет, когда я его впервые услышала. и мне тогда стало ясно, что я хочу только одного — сочинять.

3. Георгий Свиридов «Любовь святая» для сопрано и хора a cappella. Тоже детское впечатление — я впервые услыхала образ небесного пения. Наверное, вся моя хоровая музыка растет из этого образа.

4.Дьердь Лигети «Lontano» для большого оркестра. Произведение, которое дало мне возможность выражать в фактуре движение воды, теней, перемещение воздушных масс, дыхание пространства. Это — одно из главных открытий студенческих лет.

5. Арво Пярт «Зеркало в зеркале» для фортепиано и виолончели. Пережила потрясение, когда слушала его в наушниках посреди движущейся толпы. Мне показалось, что все мироздание торжественно шествует под эту вещь. До сих пор мороз по коже. Я тогда впервые поняла, что музыка — это особая форма внимания, одухотворенная форма.

Равно в чужой ли, в своей ли музыке я восхищаюсь внутренней связью, присутствием тонкой связующей системы внутри. Когда я чую присутствие этого невидимого вещества, я испытываю восторг и блаженство. Как у Рильке: «Единое и внутримировое пространство все связует. И во мне летают птицы. К дальней вышине я устремляюсь и шумлю листвою…»
О хоре
С одной стороны - бесконечное множество тембровых вариаций, возможность передавать изменения света, звуковая дышащая, светящаяся масса, гибкий, пластичный, текучий как само время материал. С другой – мощь, единство, слияние массы в целое, «голос его как шум вод многих».И еще, удивительная красота образа поющего человека, возможность передать, выявить это блаженство человечности.
Об исполнительстве
Образ музыканта для меня все-таки не тождественен образу композитора. Музыкант – это исполнитель, человек играющий или поющий. Словом, это человек звучащий. Во мне всегда присутствует желание произнести свою музыку телесно. Во-первых, когда сама исполняешь, то адекватно доносишь замысел – авторскую интонацию, структурные моменты, ритм течения времени. Конечно, можно это на пальцах объяснять или передавать через массу уточнений и ремарок, но когда сама играю – все сразу очевидно, сразу человеку предложено.

Мне нравится играть. И тем не менее, мне бы сейчас очень хотелось погрузиться под воду, долго-долго там оставаться, ни о чем не думая, растворяясь как соляная кукла.

Written by Анна Красий
All rights for images and videos belong to their authors.
Читать ещё:
ЖАЛОБНЫЙ ХОР
25 января 2018
о забавном хоровом проекте финских художников
Читать
ВИРТУАЛЬНЫЙ ХОР РЕАЛЬНОГО ЭРИКА ВИТАКЕРА
23 января 2018
о том, как американский композитор, используя современные технологии, собрал виртуальный хор
Читать
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website