Эшенвальдс

Об одном из самых востребованных хоровых композиторов мира —
Эриксе Эшенвальдсе.

В оформлении статьи использованы работы латвийских фотохудожников Гунарса Бинде и Ромуальдаса Ракаускаса
Эрикса Эшенвальдса поют все. Все и везде. Он как-то беспрецедентно моден сейчас. Настолько моден, что даже немного боязно)
Потому что мне кажется, что это очень, очень нежный композитор.

Мне кажется, его музыка — это какое-то особое новое слово в разговоре об отношениях человеческого сердца и мироздания.
В его творчестве много, казалось бы, описаний внешнего, окружающего.
По его словам, природа — один из мощнейших источников вдохновения. "Я не могу жить без природы, первозданной и нетронутой", так он говорит.
В интервью он не устаёт перечислять всё это: небо, море, деревья, песок, ветер. Простые, настоящие вещи.


Но вселенная Эшенвальдса — не хладный безбрежный ледяной космос, не неуправляемый спонтанный хаос, а наполненная любовью и светом живая стихия.
При космической масштабности — удивительная интимность и теплота. Такое существование и пребывание "у Бога за пазухой" — когда весь мир — дружественный дом, и ты — под присмотром Отца.
Особенно ярко это ощущается в его "космических" сочинениях, которых оказалось так много, и они оказались так хороши, что пришлось посвятить им отдельный текст "Эшенвальдс-2. Сияние".

Возможно, отчасти (или всецело) это объясняется глубоким христианским чувством Эшенвальдса. У него много музыки на сакральные тексты, и вся — восторг пред красотой всего сущего.
Да, если говорить совсем просто — его музыка очень красива. И свежа. Ему не нужно для отражения нашей с вами изломанной действительности прибегать к колющим и режущим созвучиям. Быть может потому, что его действительность и правда — не таковы. И можно не ждать отовсюду подвоха, а с Создателем — сложить доверительные и радостные отношения.
Многабукав о персоне
Эрик Эшенвальдс родился в Риге в 1977 году. С 1995 по 1997 обучался в латвийской богословской семинарии для баптистов, в 2004 окончил факультет композиции Латвийской академии музыки под управлением выдающегося латвийского композитора Сельги Менс, известной так же многочисленными хоровыми произведениями. С 2002 по 2011 он был участником государственного хора "Латвия". В 2011 был награждён двумя годами обучения на старших курсах Факультета Искусств в Тринити-Колледже Кембриджского университета.
Эшенвалдс женат и имеет четырёх детей.

За многолетнюю историю своей творческой деятельности Эрик Эшенвалдс был удостоен нескольких наград, в том числе высочайшей в Латвии награды в области музыки The Great Music Prize (2005,2007). На конкурсе "Международная трибуна композиторов" ему была присуждена первая премия за "Легенду о замурованной даме"; он стал лауреатом премии Copyrightв 2006, а так же был назван «открытием года среди композиторов» газетой PhiladelphiaInquirer в 2010. В том же году он был номинирован на премию в Великобритании.

Его музыка исполнялась на многочисленных международных фестивалях, включая Klangspuren в Австрии, the Schleswig-Holstein в Германии, Tenso Days во Франции, the Haarlem Choir Biennale в Нидерландах, Voices Now в Великобритании, национальный и региональной ACDA Конференциях и the Spoleto Festival в США. В 2014 он сочинил гимн для всемирных Хоровых Игр (World Choir Games), проходивших в Риге, который получил широкую популярность, произвел впечатление на жюри и был исполнен впоследствии такими известными коллективами как the Latvian Voices и The King's Singers.
Его отец был водителем скорой помощи, а мама — учителем музыки в начальной школе. Она была первой, кто научил будущего композитора детским песням и основам музыки.


Моя первая попытка написать что-то свое на листе музыкальной бумаги состоялась в Детской музыкальной школе моего родного города, где в возрасте от семи до четырнадцати лет я глубоко изучал музыку: фортепиано, пение, теорию музыки, историю музыки , хор, фортепианный дуэт. Я помню этот десятиминутный перерыв на уроке хора, когда я внезапно вышел из класса и решил написать восемь тактов на листе бумаги, затем я показал эту музыку руководителю хора, и она сыграла её на фортепиано. Это звучало интересно, но более интересным был ее комментарий: "Эрикс, вы должны писать музыку". То был первый раз, когда слово «композиция» стало для меня чем-то личным.
Свои первые пьесы Эшенвальдс сочинил... благодаря Уитни Хьюстон. Он подбирал на слух её песни и вдохновлялся ими. Но молодой музыкант не мог найти подходящие тексты для своих мелодий.
Неожиданный поворот: нужные слова нашлись в храме. Как говорит сам композитор: "Я был рад найти хорошие тексты для моих мелодий в церковных песнопениях, а церковный хор стал первым исполнителем моих композиций".

В тот момент юный Эшенвальдс не задумывался о продолжении музыкального образования и поступил Латвийский университет на факультет психологии. Но ему вся эта психология оказалась совсем не близка, а методика гипноза — так и вообще шокировала. А когда в общежитии сосед Эшенвальдса внезапно умер от сердечного приступа, молодой композитор понял. что пришло время что-то менять. Поучившись ещё два года в Баптистской теологической семинарии, он почувствовал, как "музыка, которую похоронил, медленно начала пробуждаться".
Так, в 19 лет Эшенвальдс наконец прислушался к зову сердца и стал студентом-композитором Латвийской музыкальной академии.
Предлагаю послушать 5 произведений Эрика Эшенвальдса
Им будут сопустствовать краткие комментарии,
переводы литературных источников и цитаты самого Эшенвальдса обо всём подряд.
Only in Sleep

Поёт хор Тринити-колледжа в Кэмбридже (Тринити — это Святая Троица, а колледж, как вы догадались, с теологическим уклоном). Тот самый колледж, в котором Эшенвальдс учился на старших курсах. На мой взгляд, поют прекрасно.

Слова любимейшего автора Эшенвальдса — Сары Тисдейл (1884— 1933), американской поэтессы с трагической судьбой.
Только во сне вижу их лица,
лица детей, с которыми я играла, когда сама была ребёнком.
Они приходят ко мне: каштанововолосая Луиза,
Энни с тёплыми и непослушными кудряшками.
Только во сне время забыто. Что с ними сталось, кто знает?
Мы только-только играли с ними ночью, и кукольный домик стоял у ступенек...

"Я мечтаю сочинить музыку к фильму о великом американском поэте Саре Тисдейл, чья поэзия и жизнь затронули меня очень глубоко. Надеюсь, мне удастся достучаться до тех, кто мог бы дать жизнь такому проекту, и двери откроются.
Воистину, это моя мечта. Не знаю, какими словами описать чувство, которое вызывает ее квазипрозрачная поэзия — мягкая и огненная, темная и глубокая, светящаяся и холодная, полная страсти и любви.

Она была по-настоящему смелой, чтобы говорить о вещах, которые зачастую оказываются заключены людьми в тюрьму безмолвия. Её поэзия не совершенна, но она существует в измерении безвременья. Песок утекает, воды и облака плывут, и она стоит там, на мосту Сент-Луис, улавливая еще один проблеск вечности".

— Эрикс Эшенвальдс


O Salutaris Hostia

"О Жертва искупления". Сакральный текст, вечно молодая латынь, ангельский дуэт.
В нашей сельской местности это самое исполняемое сочинение Эшенвальдса.

Снова поёт хор Тринити-колледжа из Кэмбриджа.
Я люблю играть в судоку и гулять по лесным дорожкам. У нас четверо детей, занятая семья. Когда они вырастут и погрузятся в свои жизни, я думаю, что все равно буду любить судоку и бродить по дорожкам.
A Drop in the Ocean / Piliens okeānā

«Мы и сами чувствуем, что всё, что мы делаем — это капля в океане. Но океан будет меньше без этой капли», —слова матери Терезы из Калькутты.
Эшенвальдс соединил здесь тексты 3-х молитв: Pater Noster ( латинская версия Отче Наш), мирную молитву Святого Франциска и песню сестёр Калькуттской миссии.
Тема океана раскрыта полностью. В конце (спойлер!!!) произойдёт погружение — и поющих хористов медленно и завораживающе окутает полупрозрачная ткань. Она покроет их, как сомкнувшаяся гладь океана, как Божье благословение, как чистый свет.

"Капля в океане" в исполнении Государственного хора "Латвия", дирижёр Марис Симаис.
В мире так много хоровых произведений, написанных в разных стилях, разных эпохах, на различные сюжеты.
Окунайтесь в эти хоровые библиотеки, исследуйте их! Это фантастический опыт — петь все эти партитуры, обнаруживая себя в более далёких горизонтах, самых холодных зимах, чувствуя самую глубокую любовь и другие подлинные вещи.
Kurpe

"Ботинок" из цикла "В птичьем сне" (Putna miegā) на слова Инезе Зандере.

Перевод, к сожалению, я пока не нашла.
Музыка здесь совсем другая: простая песенная мелодика, но ласковость и проникновенность всё та же. Такое ясное, узнаваемое ностальгическое ощущение...
Думала, что ещё написать про птичий сон, про мандельштамовское "я качался в далёком саду на большой деревянной качели, и высокие тёмные ели вспоминаю в туманном бреду", про старые простые игрушки, про ржавое ведро, в которое собирается дождевая вода, про высокие травы и запах яблок в октябре.
И пришла к выводу, что Эшенвальдс — гений))

Исполняет Молодёжный хор "Камер" из Риги.
Перед сочинением музыки, любого звука, я устраиваю "мозговой штурм" — когда все клетки моего тела настроены на "пробуждение".


В этот период я провожу много времени в библиотеке, читаю, читаю, читаю. Когда сюжет нового произведения готов (это происходит обычно где-то через месяц после начала работы), я сажусь за фортепиано и сочиняю музыку. Почему фортепиано? — так легче нащупать гармоническую основу пьесы.

Выбор инструментов для воплощения истории — одна из самых интересных задач композитора. Параллельная драматургия, скрытая мелодия или мотив, ритмические паттерны, динамическое масштабирование — всего лишь некоторые из многих мощных инструментов.
Если я похож на хиппи-мечтателя или философа, пока размышляю об идее будущей пьесы, то потом я больше напоминаю сварщика, соединяющего разные элементы композиции. И никого не интересует, что философия и сварка так далеки друг от друга.
Gaujas meita, rotātāja

"Игривая дочь реки Гауя". Слова — Илга Берза.
Здесь ярко выражена звукоизобразительная составляющая: качание триолей, имитация волн. Вот, пожалуйста, стихия. Поглядите, как она доброжелательна и благодатна.
Как душе хорошо возле этих волн.
Ну и девочки поют хорошо.


Поёт хор iSing из Силиконовой долины.
При общении с исполнителями моя задача — поделиться с ними своим обнажённым и правдивым сердцем, которое было полностью вовлечено в музыку, жило в ней. Сейчас не время лгать.
Иногда исполнители предпочитают избрать свой собственный путь (в таких случаях я не понимаю, для чего меня приглашают — только для фото?)
Но есть и те, кто слушают композитора и пытаются копать глубже, работать усерднее, расширяя свою зону комфорта. И это настоящее сотрудничество.
А вот реплика Эрикса Эшенвальдса по поводу прибалтийского хорового исполнительства. Знаю, что многие мои коллеги очарованы лёгкостью и полётностью певческого звука в Прибалтике. Да им трудно не очароваться.
У стран балтийского региона есть свое неповторимое культурное наследие. На протяжение столетий наши маленькие страны управлялись нашими более мощными соседями — Швецией, Германией и Россией. Они повлияли на нашу культуру. В нашей музыке сочетается скандинавская легкость, со свистящими интонациями у теноров и сопрано, мощным немецким хоровым звуком и русским православным бассо-профундо.
Если вам по душе этот нежный композитор, обязательно почитайте, как он ездил в северную экспедицию — ловить северное сияние.


При подготовке этого текста я с большим удовольствием перекопала многие и многие фото латвийских фотохудожников. Но самыми подходящими мне показались невесомые полётные состояния в работах Гунарса Бинде с одной стороны и тёплые, детско-ностальгические темы у Ромуальдаса Раскаускаса — с другой.
И этот мальчик, идущий по цветущим садам и бережно обнимающий белоснежного зайчонка, мне кажется, довольно точно отражает некоторые сущностнообразующие аспекты музыки Эшенвальдса, о которых лучше не продолжать говорить, чтобы не спугнуть волшебство.
Если бы я не был композитором, то, наверное, стал бы врачом, хорошим врачом, чтобы помогать людям.
Written by Анна Красий
All rights for images and videos belong to their authors.
Читать ещё
ЭШЕНВАЛЬДС-2: СИЯНИЕ
20 марта 2018
о том, как латвийский композитор охотился за северным сиянием
Читать
BYU: ОТ ТУНДРЫ ДО САВАННЫ
6 марта 2018
О внушительных масштабах хорового музицирования в многочисленных хорах Университета Бригама Янга (BYU) в штате Юта
Читать
В ЛУЧАХ ЧЁРНОЙ ЗВЕЗДЫ
12 февраля 2018
о том, как ХОССП пел и танцевал последнюю песню Дэвида Боуи
Читать
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website