рождество с хором
Гимны Рождества из часовни. Певцы короля.
о Хоре королевского колледжа в Кэмбридже
(King's College Choir)

Хор королевского колледжа в Кембридже — настоящие магистры в праздновании Рождества!
С 1918 г. (однако, уже сто лет!) каждый Сочельник 16 мальчиков и 14 юношей — воспитанников колледжа - в белоснежных одеяниях поют традиционные гимны, а также презентуют новое, специально написанное к Рождеству произведение в торжественно прекрасной Часовне королевского колледжа.
С 1928 г. ВВС показывают этот концерт для миллионов слушателей по всему миру в программе Carols from King's. Трансляции не прекращались даже во время Второй мировой - когда витраж был выбит и здание часовни не отапливалось.
Я собрала в этой статье записи разных лет Carols from King's. Мальчишки в составе хора меняются, лица новые, антураж и костюмы — неизменны.
Что касается музыки — есть ряд композиций, которые хор с разной периодичностью повторяет в разные годы (например, God Rest Ye Merry Gentlemen, O Holy Night и Ding! Dong! Merrily on High). Зачастую поются аранжировки хормейстеров или органистов из этого хора.
И есть одна песнь, с которой Carols from King's начинаются каждый раз с 1918 года! Всегда одна и та же. Во время её исполнения хор проходит через весь храм и занимает свои места.

Once in Royal David's City

Первый куплет традиционно поёт акапелла один счастливчик-солист.
Я прослушала, наверное, около 15 вариантов. Очень любопытно наблюдать, как по-разному эти 11-12 летние пацаны воплощают одну и ту же песню и как справляются с ответственностью открывать фестиваль. Такое разнообразие типажей: ангелоподобные ребятки, ботаны-очкарики, добросовестные толстячки, потенциальные хулиганы. Кто-то старается так, что глаза на лоб лезут, кто-то уверен в своей неотразимости, кто-то просто качественно делает свою работу, кто-то готов воспарить над тленным и бренным.
Сейчас, когда слушатели критикуют всё — от акустики до качества записи, от игры на органе до выбора колядок — удивительно, что есть момент службы, который оказывается совершенно вне критики: соло дисканта в начале хорала «Once in Royal David's City».
Хрупкость и красота этого одинокого голоса для многих является экстрактом самого Рождества. Как правило, в возрасте 12 или 13 лет у мальчиков-хористов остаётся несколько месяцев, прежде чем их высокие голоса сломаются. И в этот совершенный момент мы слышим голос артиста на пике его зрелости, чей дар находится на пороге исчезновения навсегда.
Александра Голэн для "Дэйли Мэйл"
Я так и не смогла выбрать один вариант, чтобы показать вам.

Вот два не самых совершенных, но моих любимых:
2004 — лирическое деликатное и очень трогательное соло с тонкой внимательной фразировкой:

2011 — тут солист полностью отрешён от сценического волнения и прочих страхов, он транслирует музыку, купается в развертывающейся бесконечно льющейся мелодии:
С этим соло связана поразительная традиция: до самого последнего момента никто не знает, кто же будет солировать на самой церемонии!
Подготовку проходят несколько кандидатов. И когда хор уже выстроился, руководитель хора смотрит прямо в глаза одному из них и жестом предлагает ему сделать шаг вперед. Только тогда солист узнает, что ему выпала честь открывать фестиваль.
«Мальчики могут догадываться, кого из них я выберу, но не говорю им об этом до последней секунды — это единственный способ спасти их от волнения".
Стивен Клеобери, руководитель хора
Одним из исполнителей соло в «Once in Royal David's City» был Боб Чилкотт, ставший впоследствии известным композитором.
«Я был застенчивым девятилетним мальчиком с большими ушами. Это был 1964 год, второй раз, когда Би-би-си транслировала наше богослужение. В те времена присутствие съемочной группы было чем-то необычайным, и ее было трудно не замечать: камеры были такими большими, что в каждой из них мог поместиться хорист, операторы катали их на тележках между тонкими хорами в Тюдоровской часовне. Всё это было очень воодушевляюще!

Когда вы вовлечены во что-то подобное и вынуждены попрощаться с этим в 13 лет, вы переживаете кризис. Когда я ушел из хора, я осознал, что музыка всегда была для меня значимой и волнующей. Звучание хора из Часовни Королевского колледжа никогда не исчезало из моей головы».
Чилкотт остается единственным певцом в истории хора, который исполнял открывающее соло три года подряд — и по радио, и по телевидению — с 1964 года.

А теперь хор поёт его музыку:
немного (много) истории:
Однажды, а именно в 1441 году, Генрих VI основал Королевский колледж в Кэмбридже.
А вместе с колледжем он основал хор. Ибо что же это за колледж — без хора?
С тех самых пор ежедневные церковные службы, праздничные мессы и прочие торжества проходят при участии королевских певцов.
В уставе колледжа 1453 года прописан состав хора: десять светских капелланов, шесть стипендиатов-клерков (или «поющих мужчин») и шестнадцать хористов.
Генрих VI уточнил, что певчие должны быть бедными парнями до двенадцати лет с крепким телосложением и "благочестивой речью", умеющие читать и петь.
Мальчики были обеспечены едой и одеждой, а также получали жалование 8 пенсов в неделю. Им не разрешалось покидать территорию колледжа без разрешения.
За исключением нескольких лет в 1550-х годах (при негодном угнетателе хорового пения Эдуарде VI), а также в 1650-х годах, хор поёт на службах более 500 лет.
В 1596 году в хор поступил двенадцатилетний Орландо Гиббонс (не путать с Орландо Лассо и Орландо Блумом), ставший впоследствии одним из самых заметных английских композиторов. В возрасте 21 года он был назначен Органистом Королевской часовни.


В первой половине XIX-го века общая атмосфера в хоре и в колледже в целом была довольно-таки плачевной. Ребятки слегка подрастеряли благочестие. Задокументированы свидетельства грубых обрядов инициации, уличных драк с мальчиками из других школ, краж из местных магазинов.

В конце 1820-х и начале 1830-х годов одним из поклонников хора стал натуралист Чарльз Дарвин. Он так любил слушать хор на ежедневных службах в будние дни, что иногда нанимал певчих Королевского колледжа, чтобы те приходили петь в его апартаменты в Колледже Христа.
Знаковым событием для хора и всего Кэмбриджа стало создание "Фестиваля девяти уроков и рождественских гимнов" (Festival of Nine Lessons and Carols) деканом Эриком Милнером-Уайтом в 1918 году.
Все фестивали проходят в Часовне Королевского колледжа, основанной в 1446 году, которую по праву считают визитной карточкой Кэмбриджа. Ведь это:

- эталон перпендикулярного стиля в готике;
- храм славится витражами 16 века фламандских мастеров;
- и веерными конструкциями сводов.

Во время Гражданской войны XVII века часовня использовалась в качестве учебного полигона войсками Оливера Кромвеля. Однако она избежала серьёзных повреждений, возможно, потому, что Кромвель сам в своё время был кембриджским студентом. Надписи, оставленные солдатами армии парламента, до сих пор можно найти на северной и южной стенах алтаря.
Во время Второй мировой войны многие хористы-бакалавры и органисты (в их числе исполняемые ныне композиторы Борис Орд и Дэвид Уиллкокс) присоединились к вооруженным силам. Школа продолжала функционировать, но возник острый дефицит низких голосов.
Часовня была темной и холодной: витражи были сняты и хранились в безопасном месте. Вместо них окна затянули затемненными материалами и серой бумагой, которые яростно гремели на ветру. Однако Би-би-си ежегоднопродолжала транслировать Рождественскую службу. Хор даже принял участие в военном пропагандистском фильме «Рождество под огнем».
Ну а потом настали мирные времена, и Хор королевского колледжа ступил на путь, который уготован любому успешному творческому коллективу: записи, концерты, заграничные гастроли. Всё, как у людей.
Но центральный событием года каждый раз становится Festival of Nine Lessons and Carols.

В наше время попасть это мероприятие в качестве зрителя можно, но не так уж просто.
На сайте королевского колледжа приложена инструкция, некоторые детали которой немного напоминают походы в миграционный центр или аэропорт).
Вот что они предлагают:
Если вы хотите получить билет, пожалуйста, приходите в колледж рано утром в канун Рождества с удостоверением личности с фотографией. Очередь будет сформирована в ранние часы, и мы начнем распространять билеты примерно в 7 утра. Каждый билет будет прикреплён к определенному месту в часовне и действителен только для человека, который его покупает. Один человек может купить только один билет. Если вы успеете приобрести билет, вас пригласят вернуться в часовню после 13:30. Также зрители не должны приносить с собой в часовню ничего большего, чем небольшую сумочку.
Влияние King's Choir на профессиональную музыкальную сцену в последние десятилетия было огромным. Что неудивительно — ведь из хора годами выпускались отлично подготовленные, одарённые, а потому везде востребованные молодые профессионалы. Среди них — дирижеры, хористы, вокалисты, органисты и даже композиторы.
Кстати, выпускники королевского хора основывали разные вокальные ансамбли и группировки. Например, известный вокальный ансамбль The King's Singers, который держит марку с 1968 года по сей день.
Их успех во многом связан с их музыкальными руководителями. После Дэвида Уиллкокса пришел сэр Филипп Леджер, а теперь это Стивен Клеобери.
Во многих соборах происходят те же самые рабочие моменты, та же рутина, но они не показывают подобные результаты.
Хотя акустика часовни — чрезвычайно резонансная, но при этом ей присуща необыкновенная мягкость, которая создаёт эффект ореола. Звучание хора — типично английское, голоса всегда прекрасно сливаются, а мальчишеские голоса, которые могут звучать хрипловато, всегда звучат чисто.
сэр Эндрю Дэвис, дирижёр, бывший студент-органист Королевского колледжа
Что ж, ждём сочельника, трансляцию ВВС и новый Рождественский хорал в исполнении королевских певчих.
И пусть не переведутся ангельские голоса на земле!
Written by Анна Красий
All rights for images and videos belong to their authors.
Читать ещё
ХОР ДЛЯ ГАРРИ И МЕГАН
26 мая 2018
о хоре, который звучал на королевской свадьбе
19 мая 2018 года
Читать
ПЕРВОЕ ХОРОВОЕ ЕВРОВИДЕНЬЕ
12 мая 2018
о первом хоровом конкурсе под эгидой Европейского Вещательного Союза, который состоялся в Риге 22 июля 2017 года.
Читать
ЭХО ШКОЛЫ ЛЭНГЛИ
8 мая 2018
о парадоксальной записи детского хора из канадской глубинки The Langley Schools Music Project, забытой и триумфально прогремевшей 25 лет спустя.
Читать
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website