CHOIR OF THE YEAR 2017
Первое хоровое Евровиденье
о первом хоровом конкурсе под эгидой Европейского Вещательного Союза, который состоялся в Риге
22 июля 2017 года.
Наконец-то грустноватое правило о том, что "на сцене Евровиденья может находиться одновременно не более 6 человек" звучит уже не так печально. А всё потому, что у нас — любителей хора — теперь есть своё Евровиденье. И оно гораздо круче всем известного эстрадного песенного конкурса.
И пока отгремевшее вчера попсо-Евровиденье подводит итоги и подметает блёстки из хлопушек, я решила вспомнить и сделать обзор Евровиденья хорового. Тем более, что там было много крутотени, которую не грех пересмотреть.
ПРАВИЛА:
Как гласит любимая Википедия, к участию допускаются любые профессиональные хоры.
Продолжительность выступления каждого хора составляет 6 минут.
Номер может включать в себя одно или несколько произведений любого жанра, которые должны отражать национальный колорит страны-участницы.
Композиции должны исполнятся акапелла, то есть без музыкального сопровождения.
Победитель конкурса выбирается профессиональным жюри из 3 человек. Обратите внимание, никаких зрительских голосований, никаких специалистов, голосующих "по-местному" — только три высокопрофессиональных судии, только хардкор.
Победители получают контракт на запись диска и денежный приз.
Для того чтобы страна имела право на участие в конкурсе «Евровидение» года, она должна быть действующим членом Европейского вещательного союза.
Уважаемое жюри
внушает доверие
Джон Раттер
английский композитор и дирижёр, специализирующийся преимущественно на хоровой церковной музыке
"Пение — прекрасная вещь, даже когда звучит один единственный голос. А когда голоса умножаются в десятки или сотни раз — это в сто раз лучше!"
Элина Гаранча
латвийская оперная дива
"Хор несёт в себе послание единства. Вот что находит отклик у аудитории".
Николас Финк
швейцарский дирижёр, успешно работавший с хорами по всей Европе
"Меня всегда завораживал человеческий голос. Сочетание голоса и личности — удивительная вещь".
Приятные ведущие
хороши собой, да ещё и компетентны впридачу
американский композитор и дирижёр
Эва Йохансоне
латвийское медийное, как мы видим, лицо (канал LTV culture)
Победу одержал женский хор «Carmen Manet» из Словении. Женский хор Кармартеншира из Уэльса и хор девочек «Spīgo», представлявший страну-хозяйку конкурса 2017 года Латвию, заняли второе и третье места соответственно.
Шоу открыл как раз звёздный ведущий Эрик Витакер. Он продирижировал хором из 600 человек, исполнившим композицию Fly to Paradise, которая известна по экспериментам композитора с виртуальными хорами. Сольную партию спела Иоланта Стрикайте.
А среди сонма хористов была замечена соведущая Эрика — Ева Йохансоне.
Затем началась конкурсная часть церемонии:

ХОР ДЕВОЧЕК ЭСТОНСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Estonian Television Girls' Choir

Девочки исполнили композицию Absolute Tormis — микс памяти композитора и этнографа, собирателя фино-угорского фольклора Вельо Тормиса, которого не стало в январе 2017 г.

Всё ярко и современно. Здесь и сложные кластерные, прекрасно выстроенные созвучия, и динамичная хореография, и дирижёр, который стучит то по шаманскому бубну, то по каким-то ещё штукам. Повеяло эшенвальдовским северным сиянием, точнее этническими мотивами северных народов.
Обаятельно сиплая солистка. И си второй октавы в финальном аккорде))
На мой взгляд, вполне могли занять призовое место.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ХОР ОРХУСА (ДАНИЯ)
Academic Choir of Aarhus

Датчане, пожалуй, зацепили меня наиболее. Исполненная ими "Колыбельная" была обескураживающе свежа и аутентична. Это то, что запоминается "навека".

Хор исполнил два произведения.
Первое — "В саду Сераля" (In the Seraglio Garden) Вильгельма Стенхаммара, очень "неконкурсное", несуетное произведение — без броских эффектов. Прозрачная ясная пасторальная фактура, мягкое звучание, ненавязчивые приятные сценические решения.
Джон Раттер отметил: "Требуется определённое мужество, чтобы начать конкурсную программу с такой нежной и деликатной композиции. И этот хор погрузил меня в атмосферу южного сада, экзотических цветов, расписных минаретов".

А вот Колыбельная датского композитора Пера Нёргора — настоящая жесть. Скандинавская сонорность — это так свежо для наших ушей))
О, эти поющиеся согласные (дивно, дивно), о этот монотонный ритмец в совокупности с необычными сочетаниями звуков, он так освежает и напоминает пение ночных сверчков. А потом (спойлер) начинается какая-то первобытная дичь)) О, эти глаза, подвижные лица.
Очень понравилось, как хор привносит разные интонации в совершенно идентичные фигуры: то оцепенение, то недоумение, то воодушевление, то благостность.
Мой вердикт: сыгранность и спетость экстракласса. Самобытность. Свежесть. Мои победители))
КАМЕРНЫЙ ХОР МАЛЬЧИКОВ "LES PASTOUREAUX" (БЕЛЬГИЯ)

Мальчики из Бельгии получили бы приз зрительских симпатий. Вокал у ребяток уступает предыдущим выступающим (и возраст, впрочем, тоже не дотягивает))) Зато у них есть суперсила — обаяние, стабильно присущее мальчишеским хорам. Ну и все козыри: солисты с юными, ещё не поломанными голосами, непослушные вихры, веснушки, глаза хулиганов, которые вот сейчас не бесятся, а поют, будто они хорошенькие ангелочки, а не чертята. Футбольная команда.

Парни исполнили вполне "пацанскую" программу: симпатичную маршеобразную композицию "В отряде" (In the Troop) Рафаэля Пассаке и духоподъёмную песню "Вместе" (Ensemble) Пьера Рапса, аранжировка Филиппа Фаветта (руководителя этого хора).


ДЖАЗОВЫЙ ХОР ФРАЙБУРГА (ГЕРМАНИЯ)
Jazzchor Freiburg

Мастера своего жанра. Были замечены в сотрудничестве с Бобби МакФеррином. Дирижёр Бертран Грёгер, который создал хор в 1990 году — автор большей части аранжировок, которые поёт коллектив. Какая знакомая ситуация. В немецкой Википедии пишут, что джаз в исполнении хора обретает новые краски (ну, кто бы сомневался), в т.ч. благодаря коллективному рэпу (что? я заинтригована) и совместным выкрикам.

В конкурсной программе хор представил два произведения:
Зов Африки (African Call) Клауса Фреха, Бертранда Грёгера (обратили внимание? это же их дирижёр);
Палитра (Palettes) Роджера Трисе.

Ну что... Качнули так качнули))
Ритмующий битбоксик, мощный открытый звук, специфический джазовый грув, прицельно бьющий, как грится, по нижним чакрам. Спецэффекты звуковые-шумовые и даже художественный свист в микрофон. Плотные "пачки" сложных аккордов, "ползущие" вертикали, открытый, насыщенный звук.
Оба произведения — с ярко выраженным африканским оттенком.
И хотя все мы знаем, что у джаза африканские корни, в данном случае кажется, что этот джаз — из Европы двинулся в сторону саванн, баобабов и жирафов))
Стабильно выигрышные этнические импровизации солистов.
Тоже претенденты на победу, как мне казалось.
ЖЕНСКИЙ ХОР "CARMEN MANET" (СЛОВЕНИЯ) — ПОБЕДИТЕЛИ

Девушки выстроили целую постановку с элементами свадебного обряда. Собственно, этим и запомнились.
Их программа:
"Шарфик" (Adrca) Кэтрин Пустинек Ракар
Ta na Solbici Само Вовк

Откровенно говоря, я не поняла, почему жюри предпочло именно их. Да,всё профессионально сделано, отработано, вышколено. На твёрдую пятёрочку.
Но сам подход к работе со звуком и художественным образом какой-то стандартизированный, не хватило "лица необщего выраженья" (вот как у датчан, например). И я не узнаю этот хор из тысячи.
МУЖСКОЙ ХОР ИМЕНИ БЕЛЫ БАРТОКА (ВЕНГРИЯ)
Bartók Béla Férfikar

Когда на сцену выходит толпа голосистых (во что хотелось бы верить)) мужиков, всегда ждёшь бури и натиска. Тем более парни прихватили с собой бокалы с вином. Внутренний Капитан Очевидность подсказывает, что заявленная конкурсантами Песня из Каради (Karádi nóták) венгерского классика Золтана Кодаи — это песня застольная (со всеми вытекающими разгулами и эйфориями).
Парни старались, но даже жюри отметило, что для такого жанра хору ощутимо недоставало куража. Соглашусь с почтенными, а также добавлю, что и технически венгры были слабее всех остальных участников (хотя голосистые мужики среди них таки были)))
ЖЕНСКИЙ ХОР ИЗ ГРАФСТВА КАРМАРТЕНШИР (УЭЛЬС) — ВТОРОЕ МЕСТО
Côr Merched Sir Gâr

Очень приятное выступление, уютное даже, наполненное мягкой кельтской сказочностью (финальный спиричуэл, разумеется, был наполнен сказочностью иных народностей)).
Грамотно выстроена программа — яркое начало, лирическая середина и заводное окончание:
«O, Mountain, O» (народная песня в обработке Отмара Маха)
Ирландская колыбельная (Traditional Welsh Lullaby) в обработке Исльвин Эванс
«Wade in the Water» (спиричуэл в обработке Нормана Любов).

При этом — произведения разнятся стилистически. Таким образом уэльские девушки показали себя универсальными исполнителями.
Чистый голос кудрявой солистки и оба её соло — это очевидный вин.
Хоть я не особый любитель женских хоров, но эти девочки меня убедили и очаровали.

Вот и не объяснишь, почему одно выступление оставляет унылое ощущение сделанности, грамотности, но безжизненности при этом, а другое — может быть более шероховатым в техническом плане (девочек из Уэльса последнее не касается)), но при этом в нём будет чувствоваться подлинное творчество, создание художественного образа, сотканного из звуков и некой невидимой оживляющей субстанции.



ХАРДХОР из ЛИНЦА (АВСТРИЯ)
Hardchor Linz

Отметим остроумное название — "хардхор". Правда, ассоциации и ожидания, вызванные этиим каламбуром (и принтом с изобразением ирокеза на футболке дирижёра), оказываются бесконечно далеки от того, что собой на самом деле представляет этот коллектив. На мой взгляд, атмосферка выступления была народно-ярмарочная. В общем, ребятки сотворили балаган (в самом нормальном смысле этого слова))).
Думаю, эти задорные, немного сумасшедшие, одетые в почти цирковые костюмы люди планировали произвести впечатление самого безбашенного хора на этом празднике жизни.

Впрочем, начали своё выступление австрийцы вполне серьёзно — с классики (которая явно не является их профильным направлением). Как смогли, спели «Ave Maria» Антона Брукнера.

СПОЙЛЕР Аве Мария была прервана диким воплем, дирижёр подхватил баян — и началось.
Во втором номере программы — народной песне с элементами тирольских напевов «I tua wos i wü» — хористы инсценировали народные гуляния.
Явным гвоздём программы стала задорная песенка про брюкву RAH! из цикла «Eat Your Vegetables!» Джона Мюлейсена.
Наслаждайтесь)
ХОР ДЕВОЧЕК «SPIGO» (ЛАТВИЯ) — ТРЕТЬЕ МЕСТО

Вот ещё одни призёры. Ещё один девичий хор. Ещё одни профессионалы своего дела, которые и поют, и пляшут, и даже фокусы с бумажными стаканчиками показывают. И вообще — хозяева Евровиденья. Всё круто, всё здорово, но ощущения, почему-то, примерно такие же, как от девочек из Словении. Ну, может, пободрее за счёт стаканчиков)))
В их программе — "Сверкающее солнце в небесах" («Grezna saule debesīs») всем известного Раймонда Паулса и латышская народная песня «Es čigāna meita biju» с мотивчиком, напоминающим нашу "Подоляночку".

После объявления победителя все хоры со зрителями исполнили My song знаменитого латвийского композитора Эрикса Эшенвальдса, который собственноручно проаккомпанировал им на электронной пианинке.
А Витакер продирижировал.
В общем, тамада молодец и конкурсы интересные)) Отличные хоры, интересные программы — и акустически, и визуально. Представительное жюри, интеллигентные ведущие.
Что ещё нужно?
Конечно, хотелось бы больше хоров (особенно из нашей сельской местности))
И, откровенно говоря, по-плебейски хотелось бы более демократичного голосования. Не знаю насчёт зрительского, но голосование экспертов по всей Европе, по-моему, могло бы украсить. Ну и участие какого-нибудь знакомого хорика весьма порадовало бы.
Джон Раттер отметил, что этот конкурс очень важен, ибо он символизирует единение народов в сияющем гармоничном аккорде (почти по Леннону: имэджин олл зе пипл и так далее).
Что ж, согласимся с ним и отправимся совершенствовать своё мастерство.
Written by Анна Красий
All rights for images and videos belong to their authors.
Читать ещё:
ЭХО ШКОЛЫ ЛЭНГЛИ
8 мая 2018
о парадоксальной записи детского хора из канадской глубинки The Langley Schools Music Project, забытой и триумфально прогремевшей 25 лет спустя.
Читать
ЖАЛОБНЫЙ ХОР
25 января 2018
о забавном хоровом проекте финских художников
Читать
ВИРТУАЛЬНЫЙ ХОР РЕАЛЬНОГО ЭРИКА ВИТАКЕРА
23 января 2018
о том, как американский композитор, используя современные технологии, собрал виртуальный хор
Читать
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website