Эхо школы Лэнгли
о парадоксальной записи детского хора из канадской глубинки The Langley Schools Music Project, забытой и триумфально прогремевшей 25 лет спустя.
Хор школы Лэнгли мне представляется эдаким летучим голландцем, курсирующим сквозь время, но и оставшимся на рипите в 1970-х и впитавшим голос той эпохи. Критики в один голос вопят о незаурядной гениальности единственного альбома хора под названием "Невинность и отчаяние" — им слышатся полные жизни и подлинного страдания крики в этом детском пении. Ибо дети знают об огромных чувствах, о великом горе и великом счастье, о героизме и любви гораздо больше, чем взрослые, ко всему привыкшие и всё обесценившие, поскольку все чувства разрастаются в детском воображении до уровня мифических грандиозных аффектов. И грядущая жизнь представляется им ЖИЗНЬЮ — во всём её великолепии, полной великих событий, фейерверков и кораблекрушений, сокрушительных поражений, ослепительных побед и огромной и всепобеждающей любви.
Что это такое?
В 1970-х годах в глубокой канадской провинции Лэнгли школьный учитель музыки Ханс Фенджер (не совсем обычный, как мы выясним) организовал для своих учеников сессию звукозаписи и выпуск пластинки.
60 детей хором пели рок-хиты тех времён (тогда это ещё не было мейнстримом), аккомпанируя себя на всём, что попалось под руку их педагогу.
Собственно, это мог бы быть конец истории, но, как грится, судьба распорядилась иначе.
Спустя 25 лет альбом стал бестселлером.


Альбом «Innocence & Despair» быстро создал международный шум,
попав в списки лучших альбомов 2001 года.
Обложка альбома склеена из фотографий участников записи
ПОЛНЫЙ ТРЕКЛИСТ ДИСКА
  1. You're So Good to Me (The Beach Boys)
  2. To Know Him Is To Love Him (The Teddy Bears)
  3. Help Me, Rhonda (The Beach Boys)
  4. Space Oddity (David Bowie)
  5. I'm Into Something Good (Herman's Hermits)
  6. Band on the Run (Paul McCartney & Wings)
  7. Rhiannon (Fleetwood Mac)
  8. Little Deuce Coupe (The Beach Boys)
  9. Saturday Night (Bay City Rollers)
  10. Venus and Mars/Rock Show (Paul McCartney & Wings)
  11. You're Sixteen (Johnny Burnette)
  12. Wildfire (Michael Martin Murphey)
  13. In My Room (The Beach Boys)
  14. I Get Around (The Beach Boys)
  15. The Long and Winding Road (The Beatles)
  16. Desperado (The Eagles)
  17. Good Vibrations (The Beach Boys)
  18. God Only Knows (The Beach Boys)
  19. Sweet Caroline (Neil Diamond)
  20. Mandy (Barry Manilow)
  21. Calling Occupants of Interplanetary Craft (Klaatu)



Альбомчик был двойным. На этой стороне обложки мы можем видеть только часть треков.
Прекрасную рецензию выдал реcурс last.fm (имя автора мне откопать не удалось)
Музыка звучит просто иррационально.
Запись была сделана непосредственно на двухдорожечный магнитофон. Микрофоны стояли, видимо, далеко от хора и близко к инструментам, поэтому хор сливается в один не очень громкий, но крайне насыщенный голос. Несмотря на очевидную примитивность использованных средств, саунд очень объёмный, настоящий вал звука, Wall Of Sound.
...Школьники поют, а ещё чаще – кричат, серьёзно и с каким-то прямо-таки трагическим отчаянием. Эта, вообще говоря, смехотворная и сладкая поп-музыка, настоящая музыка-однодневка, начинает звучать как звуки с того света. Это не детский хор эпохи позднего хиппизма, это, скорее, хор ангелов Страшного суда. Оригинальная музыка явно этого не заслужила, она просто не понимает, что с ней происходит, сквозь неё дует совсем иной ветер.
Многие тонкости оригинальной музыки исчезли, всё исполнено в лоб: честно и безжалостно. Я не уверен, что здесь можно говорить о невинности. Альбом, кстати, называется «Невинность и отчаяние».
Песенка Дэвида Боуи «Space Oddity» в исполнении хора школы Ленгли – безусловная вершина альбома, документ эпохи, сокровище.
Вернёмся в самое начало. Итак, Ханс Фэнджер был длинноволосым хиппи без денег и с маленьким ребёнком на руках. Его не раз посещало отчаяние, и он — нетривиально — решил стать учителем музыки.
В качестве дидактического материала (бугага) Фенджер без лишнего стеснения выбрал всё самое любимое — песни Beach Boys, Дэвида Боуи, Пола Маккартни, The Carpenters, Bay City Rollers, Neil Diamond и прочих философов гитарных струн и барабанных палочек.
Я практически ничего не знал о обычном музыкальном образовании и не знал, как учить пению. И, прежде всего, я не знал, что такое детская музыка. Но дети понимали, что им нравится: эмоции, драма и музицирование в составе рок-группы. Были ли результаты этой игры хорошими или плохими — у них был импульс.
Да, это отличалось от традиционного преподавания музыки. Но мне никогда не нравилась обычная «детская музыка», которая снисходительна и игнорирует реальность жизни детей, которая может быть темной и страшной. Эти дети ненавидели понятие «мило». Они обожали песни, которые говорили об одиночестве и печали.
Дети — не милы и не беззаботны! я никогда не встречал ни одного ребёнка, который был бы таковым. Многие взрослые думают о детстве как о лёгком счастливом времени, но на самом деле они просто заблокировали те эпизоды собственного детства, в которых они были напуганы и одиноки, не знали, что происходит.
Я выбрал песни, которые являются своего рода философскими, но говорят словами, которые может понять и маленький ребенок. Поэтому дети чувствовали, что их воспринимают как равных, что никто не смотрит на них сверху вниз и не предлагает петь о "моем забавном маленьком друге еноте" или "если бы мы все вместе взялись за мир в мире". Они хотели петь тяжелые вещи.
И мы все были в одной группе, в одном пространстве. Никогда не чувствовалось, что я учитель, а они — ученики. Мы играли, играя.
Ханс Фенджер — вдохновенный, скромный, альтруистичный и талантливый.
Чтобы сделать запись Фенджер взял у приятеля 2-х канальный магнитофон и микрофончики, договорился с администрацией школы (которая вообще очень лояльно отнеслась ко всем его экспериментам), собрал детей в спортзале — и понеслась.
Реализация всего проекта стоила 48 долларов — за магнитофонную ленту, аренду аппаратуры, изготовление фотографий для обложки и производство конверта пластинки. Каждый ребёнок-участник (точнее, каждый родитель)) заплатил за производство своего экземпляра. Так проект стал возможным.
Мы ничего такого не планировали. Всё планирование заключалось в том, чтобы собрать детей в спортзале, настроить микрофоны (микшерного пульта не было!), подстроить инструменты, чтобы маленькие руки могли ими управлять. С бас-гитары я снял все струны, кроме одной, которая была нам нужна.
Фенджер адаптировал не только бас-гитару. Он сделал так, чтобы абсолютно все (даже не самые музыкальные) ученики могли принять участие в процессе: снял с ксилофонов пластины, которые могут звучать не в тональности, распределил барабанные партии между несколькими детьми, подключил смешные игрушечные инструменты и инструментарий Карла Орфа, в общем, изо всех сил добивался приемлемого звучания.
Что? инструментарий Карла Орфа?

Карл Орф, немецкий композитор, автор оратории "Carmina Burana", в 1920-30-е гг. создал новаторскую на тот момент методику для музыкального развития детей. Идеи были изложены в работе «Orff-Schulwerk». («Schulwerk» — буквально «школьная работа»). Если очень вкратце: музыка является основой для комплексного развития ребёнка, раскрепощения и развития воображения, занятия проходят в игровой форме и включают движение, пение, игру на инструментах и разнообразную импровизацию.

"Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели". К. Орф

Для музыкального воспитания детей Орф создал специальный комплект инструментов, так называемый "Орфофский набор". Его основу составляют ксилофоны, металлофоны и глокеншпили. (Эти мелодичные звуки отлично слышны на записях хора Лэнгли)
Кроме того, в ход идут любые "шумелки" — треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны, маракасы, ручные барабаны и прочая всячина.

Инструменты Орфа отлично гармонируют между собой, звучат исключительно волшебно и (так считается) прекрасно подходят в качестве аккомпанемента к пению детей.

Кстати, американская ассоциация Орф-Шульверк (AOSA) отозвалась по поводу альбома таким образом:

"Очевидно, что на этих записях инструменты Орфа использовались не так, как того требует система Орф-Шульверк, поэтому у нас нет желания быть как-то связанными с этими записями. Спасибо за внимание к американской ассоциации Орф-Шульверк".



Записи первоначально были размещены на двух 12-дюймовых пластинках, предназначенных исключительно для учеников-хористов, их одноклассников, учителей и родителей. Никто и помыслить не мог, что они представят интерес для кого-нибудь за пределами провинциального региона Лэнгли.
Пластинки разошлись по домам школьников. И много лет спустя, одна из таких пластинок, покинувшая дом благодаря гаражной распродаже, попала в руки коллекционера Брайана Линдса, который нашёл её в благотворительном магазине (нечто вроде секонд-хэнда, куда люди приносят свои вещи, а средства от продаж идут на благотворительность).
Он отправил ее Ирвину Чусиду, нью-йоркскому радиоведущему, продюсеру и специалисту по "маргинальной" музыке. Последний неслабо впечатлился услышанным и пообещал себе сделать диск школы Лэнгли коммерчески успешным. Чусид чувствовал, что нашёл клад — почти как Мендельсон, обнаруживший партитуры Иоганна Себастьяна Баха и заново открывший его миру. Продюсер взялся за дело: он вооружился лицензией и согласием администрации школы, получил благословение от Фэнджера и некоторых солистов-хористов.
После того, как десять лейблов отвергли его предложение, Bar/None Records выпустили «Innocence & Despair», компиляцию одного CD из двух пластинок.
И диск славно прогремел на всю планету.

Альбом, выпущенный школой Лэнгли, был назван просто и со вкусом:
The Langley Schools Music Project.
А вот звучное имя «Невинность и отчаяние» — Innocence and Despair появилось при переиздании диска в 2001 г.(чувствуется рука менеджеров и продюсеров, правда?).
The Langley Schools Music Project — это победа страсти над мастерством. Они понимают эти песни лучше, чем люди, которые их написали. Это истинно народная музыка.
Пен Джиллет, музыкальный критик
Факты
Диск Лэнгли вдохновил сценариста Майк Уайта на написание сценария для фильма "Школа рока" (2003)
Режиссер Спайк Джонзе показывал композитору Карену О альбом Лэнгли в качестве ориентира для написания музыки к фильму "Где живут чудовища": простые мелодии, которые должны быть сложны эмоционально, которые будут близки и детям, и взрослым.
говорят умные люди:
Сейчас везу чудовищное количество компактов из Москвы. Очень рад и доволен. Меня потрясла одна пластинка — канадский детский хор записи 1976-77 годов. Настоящий детский хор, шестьдесят человек поют песни Дэвида Боуи, Beach Boys и Пола МакКартни. Это нечто! Это страшная совершенно вещь. При этом играют на всяких инструментах, ксилофонах, у них там большой один барабан. Поют столь дико, неправильно, но изо всех сил. Пронзительно. Это самая сильная пластинка из прослушанных мною за последние 10 лет, и если такие вещи происходят — я считаю, что не зря живу.
— сам Егор Летов
Аранжировка удивительна. Когда аккомпанемент соединяется с искренним и сумрачным пением, получается такой артефакт, который я не мог вообразить, даже будучи наполненным лучшими экспортными товарами из Колумбии (жирный намёк на вещества, расширяющие сознание).
Дэвид Боуи
Когда я услышал о проекте Лэнгли, я был заинтригован, но предполагал, что это звучит как песнопения деток мимо нот в гимнастическом зале. Реальность снесла мне крышу — спиритическая, оживляющая воспоминания стена звука, которая проникает в самое нутро.
— Фред Шнайдер , музыкант
Да, это забавно, и да, это мило. Но также — с самого начала становится понятно, что здесь происходит нечто истинно великое! Ибо Innocence & Despair обладает навязчивой, почти мистической красотой и шармом заброшенности и оставленности, которые полностью противоречат скромным целям этой записи — просто задокументировать школьный хор. Но вместо этого на пластинке происходит что-то, что фиксирует страдания, которые невозможно скрыть, и сомнения, и сильное волнение, которые всегда были неотъемлемой частью современных песен о любви. И, благодаря звучанию эха детских голосов, эта тоска становится всеобъемлющей.
Джоуи Суини, критик
Это звучит сама юность, застывшая на магнитофонной ленте, и то, как она неумолимо уходит.
Стивен Хайден, музыкальный критик
Канал VH-1 в 2002 г. инициировал и координировал встречу Фэнджера с бывшими участниками его хора и снял документальный фильм о проекте школы Лэнгли.
Одна из участниц хора, Тина ван дер Уэтеринг-Буйс (она солирует в Calling Occupants of Interplanetary Craft) рассказывает:
Забавно, но я часто слышу вопрос: "Эй, ребята, вы-то сами осознавали, какую гениальную штуку делаете?". И я отвечаю: конечно, нет! Мы осознавали, что в этот день не пойдём на уроки. И что мы записываем альбом, и это большое дело для нас: быть детьми в рок-группе. С большим ребёнком на лидирующей гитаре.
Для тех, кто уже немного фанатеет, — Youtube версия документального фильма о Лэнгли в трёх видеороликах:
В февраля 2018 г. запись «Innocence & Despair» была переиздана: теперь она снабжена толстыми красивыми вкладышами))
Читать ещё
ХОР!ХОР!ХОР!: ТИТАНИЧЕСКОЕ БРАТСТВО
25 февраля 2018
о канадском хоре-феномене
Читать
ХОР-СТОЛПОТВОРЕНИЕ
18 февраля
о том, как американский композитор Дэвид Лэнг вдохновился футбольным матчем и воссоздал толпу в сочинении Crowd Out
Читать
В ЛУЧАХ ЧЁРНОЙ ЗВЕЗДЫ
12 февраля 2018
о том, как ХОССП пел и танцевал последнюю песню Дэвида Боуи
Читать
Written by Анна Красий
All rights for images and videos belong to their authors.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website