сила сокрушённых:
Африканский детский хор
об огромной системе благотворительных хоров
написано специально для #KATACULT
Эти дети растут, как трава, пробиваясь сквозь мёртвую потрескавшуюся землю. Каждый из них появился на свет в жутких трущобах, в убогих хижинах, криво сколоченных из палок и целлофана.

Если вы давно не читали о милосердии, спасении несчастных, о победе таланта и красоты над нищетой и разложением — эта история как раз для вас. И она не столько про музыку, сколько про живучесть творческого начала в любых условиях.

Африканский детский хор — не просто хор, а система хоров, служба спасения, обучающие программы, благотворительный проект, инструмент для выживания. Всё вместе и нечто большее.
Здесь поют дети от 7 до 10 лет. Многие потеряли одного или обоих родителей из-за разрушений в результате войны, голода и болезней.
Их выступления — это выплеск мощной витальной энергии, чистой, бьющей ключом.

«Самая большая человеческая сила черпается из глубочайшей боли и сокрушенности» — говорит Аманда, выпускница хора.
Собственно, хор так и появился — на контрасте страшной реальности и радости, которая возникает вопреки, а не благодаря.

История коллектива похожа на предание.
В 1984 г. канадец Рэй Барнетт путешествовал по Уганде, охваченной войной, в рамках благотворительной миссии. В одной из разрушенных деревень он познакомился с одиноким мальчишкой, потерявшим семью и дом. Барнетт забрал его с собой, чтобы отвезти в безопасное место. И паренёк всю дорогу развлекал попутчиков народными песнями и танцами. Дарил то, чем обладал и что нельзя отобрать.

Миссионер был глубоко тронут и интерпретировал увиденное в духе христианских истин: божественная искра теплится даже там, где, казалось бы, всё давно погибло.

Вернувшись в Канаду, Барнетт обнаружил, что люди на его родине как-то недостаточно глубоко проникаются проблемами Уганды. (С чего бы это?)
Итак, сердца меценатов трудно растопить абстрактными проблемами дальних стран, зато реальные одарённые, полные жизни дети никого не оставят равнодушным. «Красота, достоинство и неограниченные способности» — вот что спасёт Африку!

Рассуждая таким образом, Барнетт решил, что хорошо бы собрать хор и продемонстрировать западному миру радостное пение чернокожих ребяток.
Железная логика, отличный маркетинговый ход.

Вскользь отметим, что даже бабушка братьев Фоллоуилл, участников американской рок-группы Kings of Leon, по словам барабанщика группы перестала думать, что её внуки-рокеры попадут в ад, после того, как они появились в клипе Radioactive с хором чернокожих улыбчивых детей.
Получив поддержку со стороны Запада, миссионер возглавил кампанию по набору детей в первый состав хора. Директива была чёткой: брать не самых талантливых, но тех, кто более всего нуждается в помощи. И на землях Африки, раздираемых войной, в районах Кампалы и Луверо в Уганде был найден 31 отборный голосок из числа осиротевших и уязвимых детей.

Так началась история Африканского детского хора, а Рэй Барнетт, став впоследствии благодетелем тысяч детей, получил прозвище «Папочка Рэй».
Итак, свеженьких хористов подобрали, обогрели, очень быстро обучили топать и хлопать в такт, морально подготовили ко встрече с неизведанной цивилизованной жизнью, совершенно не похожей на всё то, с чем им приходилось иметь дело — и отправили в тур по Северной Америке.
Успех превзошел все ожидания: средств, собранных хором хватило не только на обеспечение образования его участникам. На эти деньги удалось открыть первый Детский дом в Макерере. Из детишек, попавших в этот дом, был собран второй Африканский детский хор.
В течение следующих нескольких лет было создано еще шесть детских домов и ряд специальных школ грамотности, где сотни детей научились читать и писать.
Песня «Siwano» исполнена в рамках тура «A New Hallelujah» Майкла Уитакера Смита, трехкратного обладателя Грэмми, одного из самых влиятельных артистов в жанре современной христианской музыки:
Поскольку у руководителей АДХ стоят не столько высокохудожественные, сколько благотворительные задачи, набор и вовлечение детей в хор происходит беспрерывно. Создаются новые и новые группы, каждая из которых получает порядковый номер (например, Хор 24). В течение полугода новые участники интенсивно осваивают песни и пляски и — отправляются на гастроли.

Каждый ребёнок едет в тур, который длится около года, только один раз. По возвращении домой все внимание уделяется образованию, на которое удалось заработать заграницей: дети поступают поступают в начальную школу при хоре, затем среднюю школу, далее — организация спонсирует учёбу выпускников хора в колледже, университете или профессиональном училище.

Что представляют собой выступления Африканского детского хора
с музыкальной точки зрения?
В каждом отдельно взятом гастролирующем подразделении хора обычно около 20 детей. Их программы — это кросс-культурный микс, в котором евангельские песни, знакомые западной аудитории (такие как «Amazing Grace» и «He's Got the Whole World in His Hands») сочетаются с африканскими ритмами. Зачастую традционные духовные гимны сначала звучат в привычной обработке, а потом начинается дикий расколбас: подключаются перкуссионные инструменты, ритмическая сетка наполняется синкопами, дыхание музыки учащается и дети пускаются в пляс, только пятки и ладоши мелькают.
В этих аранжировках используется типичный для африканского пения тип многоголосия — респонсорное пение, которое представляет собой переклички между хором и солистом. Если прислушаетесь, почти любое появление африканского хора в кино или на ТВ изобилует подобными перекличками: хор наваливает, наваливает, всё искрится, и время от времени слышны экстатические жизнерадостные выкрики. По-научному это называется «взаимным наложением двух антифонных фраз».



«Ndyahimbisa mukama», что в переводе означает «Благодарю маму».
Песня народа банту, исполняемая на на ньянколе – разновидности бантуанского языка, распространённого на юго-западе Уганды:


Руководитель хора Тина Сипп уточняет:
«Мы исполняем несколько песен этнического культа, в которых дети поют под аккомпанемент барабанов на африканских языках, а затем танцы из каждой страны, которую они представляют. Есть танец, который называется Can Dance, в котором дети двигаются вокруг жестяных банок и ритмично бьют их»
Участники хора
В рамках концертов дети рассказывают свои истории.
Удивительны имена участников хора. Кто называл сирот так? Мир, Благословение, Терпение, Сокровище…
И они вещают: Мир-Пис хочет стать стоматологом, когда вырастет. Благословение-Блессинг – судьёй, Део (одно из имён Бога на латыни) — футболистом.
Марклайн хочет стать учителем математики и признаётся, что мечтает познакомиться с Санта-Клаусом. И она любит Рождество — потому что это радостное время, собирающее семьи.
Треже:
Любит хорошую еду. Его фавориты — спагетти и фрикадельки, а также курица и рис. Он также любит комиксы, часто шутит и хочет быть полицейским.
Пис:
Хочет стать стоматологом
Пэйшенс:
Мечтает когда-нибудь стать пилотом. Она знает, что в мире не так много женщин-пилотов, но хотела бы присоединиться к когорте избранных. К тому же — жаждет встретиться с балеринами во время гастролей в Великобритании и надеется, что они научат ее некоторым балетным па.
Стоит отметить, что гастрольные турне хоров — это не только способ сбора средств для благотворительных нужд и не только артистический акт. Для детишек это отличная возможность повидать свет и поверить в себя. Многие из них впервые играют в боулинг, катаются на лошадях, едят мороженое.
Основатель хора рассказывает:
Мы привезли первых детей хора в Ванкуверский аквариум на шоу китов. Я объяснил детям, что вот так выглядит кит из библейского предания, который проглотил Иону. И одна из девочек посмотрела на меня большими изумлёнными глазами и спросила: «Это та самая рыба?». Так много подобных маленьких забавных историй, их хватило бы на целую книгу!»
Самое приятное, что эта система работает. Выпускники хора действительно хорошо адаптируются в социуме. Они мотивированы, готовы работать, они занимают руководящие должности.
«Папочка» Рэй доволен:
Если мне нужен доктор, учитель, социальный работник, юрист, журналист — я звоню одному из моих детей. Я не раз встречался в самолётах с одной из выпускниц нашего хора — она стала стюардессой. Я смотрел новости в Кении — и с удивлением узнал в дикторе бывшего хориста. И, конечно же, если нам нужны хорошие музыканты, солисты, барабанщики, преподаватели музыки — они представлены в изобилии! Некоторые из выпускников хора работают в нашей собственной благотворительной организации, некоторые — в других, например World Vision International, SOS Villages, «Сумка Самаритянина». Наши дети есть даже в правительстве!»
If a building becomes architecture, then it is art
А вот как сложились судьбы выпускников хора:
История Марка Райта Масаи, участника Хора 10, а ныне — одной из крупнейших медийных персон в Кении, начиналась типично для африканских реалий.
Мать оставила его, когда ему было всего 7 месяцев. Впрочем, сама она была не намного старше — успела окончить только начальную школу. Его и ещё одного покинутого ребёнка взяла на воспитание англичанка, пребывавшая с миссией в Кении.
В 1992 году Марк успешно прошел прослушивание и был принят в Хор 10.
Вскоре после этого он отправился на масштабные гастроли в США, а затем вернулся в Кению и поселился в школе. Впоследствии он поступил в колледж, избрав стезю журналиста. В 23 года Марк Масаи дебютировал на ТВ и стал самым молодым ведущим новостей в Кении.

Сейчас этот лоснящийся шоколадный дядька с широкой улыбкой вспоминает хор с большим теплом: «С тех пор как моя приемная мама вернулась в Англию, я жил с участниками Африканского детского хора! Я не общаюсь с кровными братьями, сестрами, мамой или папой, но у меня самая большая семья в Африке! У меня самая большая семья, какая только может быть!»

Алиса Намбузе путешествует с хором как сопровождающий. Она была участницей Хора 19, который гастролировал в 2000 году, и вот — вернулась в организацию, изменившую ее жизнь: «Моя мама не могла заботиться обо мне, опекуном был дедушка. Я ходила по две мили каждый день — в школу и обратно. Мы не могли позволить себе школьную форму, обувь или обед. И когда я попала в хор, было так удивительно, что можно регулярно есть, жить в комнате, которая чудесно пахнет, каждый день встречать добрых людей».
Доктор Роберт Калиесубула, участник Хора 2, рассказывает: «До того, как я присоединился к Африканскому детскому хору, я не учился в школе. У меня не было ни еды, ни одежды. В нашем доме было десять детей, и порой я не мог найти место, чтобы лечь спать. Когда я присоединился к Aфриканскому детскому хору, все изменилось. Они давали мне еду, они предоставили мне прибежище, где я мог играть с другими, не боясь и не заботясь о пропитании на следующий день».

После гастролей Роберт вернулся в Уганду, где хор оплатил обучение его и его братьев. Он пошел в медицинскую школу в Кампале, а затем получил степень магистра и специализацию — в стране, где насчитывается всего три нефролога при населении 30 миллионов человек. Сегодня он работает в деревне, где родился. Один из братьев Роберта также стал врачом, а другой брат — инженером-строителем.

В 2000-х хор резко расширил свою аудиторию, благодаря мощным коллаборациям с известными артистами и выступлениям на заметных сценах. Они пели с Мэрайей Кэри, Алишей Киз, Джошем Гробаном.

Они участвовали в американских шоу The Ellen DeGeneres Show и The Tonight Show.
Они выступали на саммитах ООН, на главной сцене серии концертов Live 8 в Лондоне, номинировались на Грэмми, приняли участие в записи саундтреков к фильмам «Любимая» с Опрой Уинфри, «Отель Руанда» — о вражде народов хуту и тутси и гражданской войне в Руанде, «Кровавый алмаз» с Леонардо Ди Каприо в главной роли — о контрабандистах в Сьерра-Леоне.

Они пели для Королевы Елизаветы II и президента Уганды Йовери Мусевени. Они записались на альбоме Энни Леннокс «A Christmas Cornucopia».

Джош Гробан и Африканский детский хор в рамках шоу American Idol:
«As Joseph Was a Walking», трек с рождественского альбома Энни Леннокс, записанный при участии АДХ:
В этом году Африканскому детскому хору исполняется 35 лет.
В процессе развития благотворительных программ хора появилась организация «Музыка для жизни», было открыто множество детских домов в Уганде, Руанде, Кении, Южной Африке, Нигерии и Гане.
С 1984 года в рамках этих программ более 50000 детей получили образование и еще 100000 была оказана помощь.
Сандра, выпускница Хора 24, весьма воодушевленно вспоминает о гастролях хора, о задачах, поставленных перед детьми, о сбывшемся и не сбывшемся:

Музыка унесла меня в путешествие за много миль от дома.
И мы мечтали, чтобы с помощью песен зрители по всему миру могли ощутить нашу надежду на будущее, нашу решимость сделать лучше свои семьи и общество. Посредством музыки мы рассказывали о прошлом, которое хотели переписать, и о будущем, которое собираемся создать
Пусть все это звучит, как сладковатая сказка, но хотя бы в этих песнях Африка предстает не обездоленным темным континентом, который погибнет без помощи Запада, а красочной буйной землёй, полной возможностей.
Written by Анна Красий
All rights for images and videos belong to their authors.
Читать ещё:
МИРНОЕ ПОСЛАНИЕ LADYSMITH BLACK MAMBAZO
2 февраля 2019
о славном пути знаменитого южноафриканского коллектива
Читать
ЭКЗОТИЧЕСКОЕ ОПЕРЕНИЕ SOWETO GOSPEL CHOIR
3 марта 2019
о блестящей международной карьере хора из ЮАР
Читать
ВИРТУАЛЬНЫЙ ХОР РЕАЛЬНОГО ЭРИКА ВИТАКЕРА
23 января 2018
о том, как американский композитор, используя современные технологии, собрал виртуальный хор
Читать
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website