МИРНОЕ ПОСЛАНИЕ
LADYSMITH BLACK MAMBAZO
о славном пути знаменитого южноафриканского коллектива
написано специально для #KATACULT
В краю, где реальность переплетается с вымыслом, а духи протягивают чёрные ладони прямо из мира сновидений, люди научились удивительно петь. Хоры Южной Африки — это отдельная тема, можно даже сказать — феномен. Ибо их бесчисленное множество. Чуть ли не в каждом университете есть хоровой коллектив, который позволить себе международные гастроли и свести с ума слушателей. С одним из них — Хором Йоханнесбургского университета — вашей покорной слуге довелось повстречаться в Позани на хоровом фестивале Universitas Cantat. Помнится, европейские слушатели были ошарашены и даже возбуждены выступлением африканцев, поскольку произошёл разрыв шаблона — привычка видеть хоры статичные и благочестивые столкнулась с вот какой реальностью: хористы визжали и улюлюкали, они пустились в пляс, причём весьма энергичный. Сцена ходила ходуном.
Ladysmith Black Mambazo (обладатели пяти Грэмми) — из бедноты, из вотчины колдунов и духов, пережившие апартеид, отплатившие жизнями. В их прошлом — вещие сны и кровавые перестрелки смешиваются в одну дикую и мистическую великую историю, выросшую из самых тёмных глубин Африки, из древних верований и диких нравов.
ДОСЬЕ:

дата появления: 1964;
состав: 10 мужчин;
родина: Лэдисмит, район Квазулу-Натал (ЮАР);
стиль: исикатамия;
лидер: Джозеф Шабалала – с 1964 по 2014, его сын Тамсанка Шабалала – с 2014 по сегодняшний день;
самый заметный трек: «Homeless» (совместно с Полом Саймоном);
цитата: «Мы — передвижная музыкальная академия для Южноафриканской культуры, и мы обязаны продолжать этот путь», — Дж. Шабалала, основатель Ladysmith Black Mambazo.
Однажды к молодому фермеру из южноафриканской провинции Квазулу-Натал Джозефу Шабалале, руководителю небольшого провинциального хорика с простым и понятным названием «Ezimnyama» («Черные»), во сне пришли духовные старейшины.
Так начинается история самого прославленного хорового коллектива Африки Ladysmith Black Mambazo.

Глядя на Джозефа Шабалалу легко поверить, что источник его вдохновения — непосредственное общение с миром духов. На выступлениях он больше похож на шамана, чем на артиста. Немного не от мира сего, он прекрасно знает своё дело и передает знания коллегам и братьям — не только по духу, но и по крови.

В первый состав хора вошли ближайшие родственники Шабалалы — его родные братья Хэдмен и Енох, двоюродные Альберт, Милтон, Фуноквахе, Абеднего и Джозеф Мазибуко, а также близкие друзья Матовоти Мсиманга и Вальтер Малинга.

Итак, хор мудрецов приходил к нему во сне в течение полугода, они обучали молодого Шабалалу пению и танцу. Звучание из мира сновидений казалось ему совершенным, достигающим идеальной гармонии. В конце концов, обучение закончилось экзаменом, где каждый из двадцати четырех старейшин задал музыкальный вопрос, и Шабалала набрал идеальный балл.
После этого он начал репетировать со своим хором по новой методике и тщательно добиваться того мягкого звука, которое слышал во сне.
Наконец, когда хору удалось приблизиться к божественному звучанию, коллектив принял участие в конкурсе, на котором с большим успехом одержал победу.
Хотите верьте, хотите нет, с тех пор Ladysmith Black Mambazo ни разу не проиграли.

Первой песней, исполненной LBM со сцены после «прозрения» Шабалалы, была написанная им «Номатемба» (женское имя зулу, в переводе означающее «надежда»).

Ladysmith Black Mambazo на KEXP, солирует нынешний лидер коллектива сын Джозефа Шабалалы Тамсанка.
Название Ladysmith Black Mambazo исчерпывающе описывает сущность коллектива. Лэдисмит — вотчина участников хора, слово «блэк» (т.е. чёрный) подразумевает чёрный цвет волов, самых сильных животных, помогающих человеку в хозяйстве (тут Шабалала зашифровал не только великую мощь, но и нежные чувства к фермерскому прошлому участников хора), а мамбазо — зулусский топорик, с помощью которых враги будут повержены.
Ladysmith Black Mambazo — ярчайшие представители специфического стиля многоголосного пения «исикатамия». У слова нет буквального перевода; оно происходит от зулусского слова «катама», что означает «тихая ходьба» или «осторожный шаг».
Исикатамия появилась на стыке XIX и XX веков в среде шахтёров. Чернокожих рабочих увозили в шахты, расположенные вдали от поселений. В плохоньких условиях общежитий, после тяжелой трудовой недели, рабочие развлекались песнями и танцами, которые напоминали им о доме (вот она, мощная африканская энергия! Так и хочется сплясать от души после смены в забое). К слову, музицировать им удавалось лишь в те часы, когда большая часть «нормальных людей» уже ложилось спать. Поэтому шахтёры пели тихонько — чтобы не разбудить.

Вот так и сформировались особенности исикатамии — хоры исключительно мужские (женщин-шахтёров не было), их звучание — деликатное и вкрадчивое.

Пение сопровождается хореографическими движениями – артисты мягко жестикулируют и ходят на пальцах ног. Отсюда и сленговое название жанра — «парни на цыпочках».

У народа зулу есть выражение, которое отражает одну из смысловых констант исикатамии. На языке оригинала оно звучит «umuntu, ngumuntu, ngabantu», что в вольном переводе означает «человек становится человеком, когда он живёт для других людей».

Первые хоры, исполняющие исикатамию, назывались в честь животных (преимущественно крупных хищников), чтобы подчеркнуть свою природную силу, достоинство и непобедимость — например, Empangeni Home Tigers и Brave Lion Singers.

(Сравните, как этот подход используется в американских баскетбольной и хоккейной лигах — вспомним, например, знаменитых «Чикаго буллз» (Чикагские быки) или Питсбург пингвинз (Питтсбургские пингвины) — фактически, то же запугивание противника и обращение к тотемным покровителям).

Исикатамия настолько популярна в ЮАР, что каждую субботу в Йоханнесбурге и Дурбане проводятся ночные конкурсы — с 8 вечера до 8 утра хоровые коллективы со всех страны соревнуются, кто же из них самый-самый. Обычно участвует примерно 30 коллективов.
У исикатамических хоров есть дресс-код: красные носочки (!), блестящие туфли, белые рубашки и белые перчатки. Перед тем, как хор выходит на сцену, его участники собираются в круг и молятся. Этот круг символизирует домашний очаг в традиционном жилище зулусов — икукване (куполообразный тростниковый дом), в центре которого — глава семейства, окружённый жёнами и детьми (лидер хора выполняет функцию главы), а также — метафорический очаг для «приготовления песен».


К слову, LBM выигрывали этот конкурс каждый божий раз до тех пор, пока им не запретили участвовать — мол, это уже не смешно, ребята, дайте дорогу молодым.
С исикатамией тесно связан ещё один исполнительский стиль — мбубе («лев» по-зулусски). Разница между ними не так уж велика, и заключается только в громкости и бодрости пения: мбуме поэнергичней и погромче, исикатамия — понежней и повкрадчивей.

Яркий пример мбубе — традиционная зулусская песня «Mbube», написанная в 1939 году рабочим из Зулу Соломоном Линдой, также известная как «The Lion Sleeps Tonight». Есть версия, что у песни более древние корни, и появилась она как ответ на смерть Чаки (Шаки) ка-Сензангакона — основателя и первого короля державы зулу КваЗулу, носившего прозвище «Лев». В песне говорилось, что лев не умер, но спит.

В 1967 году Ladysmith Black Mambazo начали систематически появляться в эфире модной радиостанции SABC Radio Zulu в программе Алексиуса Бутелези «Cothoza Mfana». Благодаря успеху на радио, в 1972 году группа подписала контракт с Gallo Record Company в африканском подразделении организации Mavuthela Music Company. Их взял под крыло и начал продюсировать Уэст Нкоси, звезда саксофонного джайва в Южной Африке.

В 1973 году Ladysmith Black Mambazo выпустили первый альбом «Amabutho» на лейбле Gallo — первый африканский LP, ставший «золотым» по количеству продаж. Этот винил переведен на CD и продолжает свой славный путь, став самой продаваемой записью ЮАР. С тех пор группа записала более 50 альбомов, многие из которых стали золотыми и платиновыми.

LBM и Пол Саймон
Широкое международное признание коллектив получил благодаря сотрудничеству с Полом Саймоном (этот тот самый, который пел в дуэте с Артом Гарфанкелом).

В те годы Южная Африка подвергалась санкциям со стороны Западного мира в связи с политикой апартеида. После долгих приготовлений, дискуссий и тревог группа отправилась в Лондон, чтобы записаться с Саймоном.

Первой записью стала «Homeless». Саймон спросил, есть ли у хора что-нибудь подходящее. «Есть вот такая песня, — сказали LBM, — Сильный ветер разрушил дома, люди гибнут, и ты можешь оказаться среди них. Мы бездомны, бездомны, бездомны. И лунный свет спит на глади полуночного озера». «О, прекрасно», — ответил Саймон и досочинил всё, что считал необходимым.



Саймон привёл африканских музыкантов в знаменитую студию Abbey Road.
О творческом процессе вспоминал
участник LBM Альберт Мазибуко:
С утра до вечера мы пели одну и ту же песню. И вечером Пол Саймон сказал «увидимся завтра». Мы были очень растеряны и расстроены. Как же так? Ведь раньше, бывало, мы записывали по 12 песен в день. А здесь не могли записать только одну! Мы вернулись в гостиницу, поужинали и начали молиться. Я молился так: «Я ни разу не проигрывал, не должен проиграть и теперь
Итогом сотрудничества стал совместный диск «Graceland». Он был выпущен в конце 1986 года, и хотя Джозефа Шабалалу и Пола Саймона обвинили в нарушении культурного бойкота в Южной Африке, альбом имел огромный успех и был продан в количестве 16 миллионов копий. Этот прорыв стал своеобразной «дорожкой» на международную сцену для других африканских артистов.

После записи альбома Саймон привез группу в Нью-Йорк, чтобы выступить на Saturday Night Live, где они вместе исполнили «Diamonds On The Soles Of Her Shoes», «You Can Call Me Al» и другие композиции.

Шабалала поёт, как дышит — очень естественно. Он — лидирующий голос. В составе хора ещё есть тенор, чья партия дублируется фальцетом (сопрано) и альт. Остальные участники ведут линию баса.
Хор издаёт странные для европейского звуки, похожие на звуки тропического леса.


Ladysmith Black Mambazo – «Hello My Baby». Запись сделана во время Африканского тура Пола Саймона.

«Я подумал – кто это? Мой младший брат? Или мой старший брат? И теперь каждый раз я думаю о нём как о брате — благодаря музыке. Потому что музыка — как молитва».
Джозеф Шабалала о Поле Саймоне

Diamonds On The Soles Of Her Shoes, лайв с «Африканского концерта» 1987 года:
LBM и Грэмми
Вскоре Саймон взялся продюсировать альбом Ladysmith Black Mambazo «Shaka Zulu», который получил Grammy в 1988 г.
С тех пор группа стала обладателем ещё четырёх Грэмми в номинации «этническая музыка» за альбомы:

«Raise Your Spirit Higher» (2004);
«Ilembe» (2009) ;
«Live: Singing For Peace Around The World» (2013);
«Shaka Zulu Revisited» (2017).


Кроме того, LBM 19 раз номинировалась на Грэмми — больше, чем любая другая группа в жанре этнической музыки.
LBM в кино
В 1988 году Ladysmith Black Mambazo появились в музыкальном фильме с участием Майкла Джексона «Лунная походка», где они исполнили трек «Луна идет» (сокращенную версию песни «Lindelani» с альбома «Journey Of Dreams»): «Придите и посмотрите: луна гуляет, луна сияет, луна танцует!»
В 1989 г. они приняли участие в британском детском телевизионном шоу Jim Henson's Ghost of Faffner Hall. В небольшой сценке, беседуя с куклами, Джозеф Шабалала озвучивает идеологию LBM:
«Нам не нужно видеть ноты, чтобы создавать музыку. Музыка не приходит из наших глаз — она приходит из наших сердец.
Песня ведёт нас. И знаете что? Каждая песня ведёт к другой. И знаете что ещё? Мы никогда не знаем, куда мы идём, пока мы находимся внутри неё.
Не заботься о том, куда ты идёшь. Гораздо важнее наслаждаться путешествием».

Ladysmith Black Mambazo также фигурировали в двух сериях программы «Улицы Сезам» «Положи уточку» и «Африканский алфавит» (вместе с Полом Саймоном).
Их голоса звучали на саундтреках к диснеевскому мультфильму «Король Лев 2: Гордость Симбы» и фильмам «Поездка в Америку» с участием Эдди Мерфи, «Сухой белый сезон» Марлона Брандо, «Лига выдающихся джентльменов» Шона Коннери и «Непокорённый» Клинта Иствуда.

В 1997 году для рекламы печеных бобов и томатного кетчупа компании Хайнц группа записала сокращенную версию песни «Inkanyezi Nezazi» («Звезда и Мудрец»). Реклама оказалась настолько популярной, что оригинальная студийная версия (записанная еще в 1992 году) была выпущена в виде сингла и заняла второе место в британских поп-чартах. За синглом последовал релиз The Best of Ladysmith Black Mambazo — «Звезда и мудрец» в 1998 году, который получил статус тройного платинового.

Документальный фильм о Ladysmith Black Mambazo «На цыпочках: нежные шаги к свободе» был номинирован на премию Оскар в 2001 году.
LBM и кровь
Из-за жестких нравов политики апартеида гастролировать по ЮАР было трудно и опасно. Их неоднократно останавливали полицейские и иногда даже заставляли ложиться на землю во время обыска. Ladysmith Black Mambazo приходилось не только составлять соответствующие документы, но и петь для полиции. Эти злоключения продолжались до тех пор, пока на одном из блокпостов близ родного городка Лэдисмит, комиссар полиции услышал пение задержанных в очередной раз артистов, прослезился и договорился, чтобы магистрат в Ледисмите предоставил хору постоянное разрешение свободно путешествовать.

А потом, как говорится, наступило ещё более трудное мирное время.



В 1980 году был убит участник хора Милтон Мазибуко, двоюродный брат Джозефа Шабалалы.

10 декабря 1991 года его родной брат Хедмен Шабалала при странных обстоятельствах был застрелен Шоном Николасом, белым дежурным охранником. После смерти Хедмена ещё двое участников вышли из состава хора, и в 1993 году Шабалала «завербовал» трех своих сыновей — Тамсанку, Тулани и Сибонгисени.

Одним из тех, кто ушел из хора после убийства Хэдмена был ещё один брат — Бен Шабалала. Он был убит в пригороде Дурбана в июне 2004 года.

В 2002 году, когда Ladysmith Black Mambazo готовили новый материал для альбома «Wenyukela», жена Шабалалы (и по совместительству — вокалистка в дружественном музыкальном вокальном коллективе «Женщины Мамбазо») Нелли была убита на церковной парковке вооруженным человеком в маске. Сам Шабалала получил ранения во время попыток защитить жену. В найме киллера был обвинён сын Джозефа Вивиан Нкосинати.

Альбом «Wenyukela» был выпущен в Штатах в 2004 году под названием «Raise Your Spirit Higher», за него группа получила свою вторую премию Грэмми.

В 2016 году LBM выпустили альбом-трибьют «Always With Us», посвящённый Нелли Шабалала. В альбоме звучит её голос.
«Перед смертью она записала несколько песен со своим церковным хором. Джозеф очень гордился пением Нелли, и мы были рады, что у нас остались ее песни. Музыка всегда приходит на помощь, когда жизнь посылает нам грусть. В какой-то момент нам захотелось сделать что-нибудь, чтобы почтить Нелли. Мы подумали, что можно взять ее записи и добавить наши голоса к песням — чтобы мы могли петь с Нелли, чтобы весь мир услышал ее прекрасный голос и узнал, какой она была замечательной личностью».
Альберт Мазибуко
LBM и Нельсон Мандела
Система апартеида была официально отменена в 1991 году. После 27 лет заключения был освобожден борец за права чернокожих Нельсон Мандела. По такому поводу LBM выпустили «праздничный» альбом – «Liph Iqiniso». Будущий президент ЮАР публично заявил, что Ladysmith Black Mambazo — это «культурные послы Южной Африки».

По просьбе Манделы LBM сопровождали его на церемонию вручения Нобелевской премии мира в Осло в 1993 году. Позже «Мамбазо» снова пели на инаугурации президента Манделы в мае 1994 года, а затем — на праздновании его дня рождения.

В январе 2013 года хор выпустил альбом «Live: Singing for Peace Around the World», посвященный Нельсону Манделе. За него LBM получили свою четвертую премию Грэмми. В том же году южноафриканского лидера не стало.
«Он хотел, чтобы мы представляли Южную Африку песнями. Это была невероятная честь для нас. После того, как Нельсон Мандела скончался, мы однажды прочли, что он признавался, что его любимой музыкой всегда были Ladysmith Black Mambazo. Можете себе представить, что мы чувствовали в этот момент?»
Альберт Мазибуко
В 1999 году Дж. Шабалала основал «Фонд Ледисмит Блэк Мамбазо», цель которого — обучение зулусских детей их традиционной культуре и музыке в жанре исикатамия. Также планируется строительство Академии Мамбазо — с концертным залом, репетиционными помещениями и профессиональной студией звукозаписи.
В 2014 году Джозеф Шабалала ушел в отставку после пятидесяти лет руководства. В его прощальном заявлении есть такие слова:

«Ladysmith Black Mambazo — это миссия. Миссия распространять наше послание и поддерживать нашу культуру живой и известной. Южная Африка — самое замечательное место, наполненное прекрасными людьми. Гастролируя по семь месяцев в году на протяжении более двадцати лет, мы хотели сохранить Южную Африку живой в сердцах людей. Ещё Ladysmith Black Mambazo — это семья. В группе у меня были братья и кузены, поющие вместе. За последние пятнадцать лет ко мне присоединились четверо моих сыновей. Это будущее Ladysmith Black Mambazo, нашего следующего поколения. Кроме того, мой сын Тамсанка станет новым лидером группы. Таким образом, сон, который когда-то мне приснился, будет продолжаться, поскольку послание Мира, Любви и Гармонии никогда не должно замолчать».
Хочется закончить этот лонглонглонгрид словами Альберта Мазибуко. Думается, они справедливы не только для ЛБМ, но для всех творцов:
Цель нашей музыки — помочь людям исцелиться и дать им надежду. Мы поняли это во времена апартеида. Мы не чувствовали, что должны петь о гневе и протесте. Мы хотели петь о любви и о людях, которые собираются вместе, чтобы сделать мир лучше. Это было и всегда будет нашей миссией. Люди приходят к нам после концертов и рассказывают, насколько они наполнены любовью благодаря нашим песням. Они начинают чувствовать тесную связь с другими, и если им удастся использовать эту силу в своей повседневной жизни — мы не зря делаем своё дело
Written by Анна Красий
All rights for images and videos belong to their authors.
Читать ещё:
СИЛА СОКРУШЁННЫХ: АФРИКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ ХОР
15 февраля 2019
об огромной системе благотворительных хоров
Читать
ЭКЗОТИЧЕСКОЕ ОПЕРЕНИЕ SOWETO GOSPEL CHOIR
3 марта 2019
о блестящей международной карьере хора из ЮАР
Читать
ВИРТУАЛЬНЫЙ ХОР РЕАЛЬНОГО ЭРИКА ВИТАКЕРА
23 января 2018
о том, как американский композитор, используя современные технологии, собрал виртуальный хор
Читать
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website