"Я люблю людей, и поэтому я в этом хоре"
Интервью с художественным руководителем капеллы "Дніпро" Киевского национального университета имени Тараса Шевченко
Не так давно (а именно 14-15 апреля) мы с хориком (ХОССП) наконец побывали в Киеве с двумя концертами.
Так вот, первым из них был совместный концерт с — не побоюсь этого слова — легендарной Народной хоровой капеллой "Дніпро" КНУ имени Шевченко. Жмите на ссылку (там статья о хоре на Википедии) и проникайтесь)))

Этот концерт состоялся благодаря руководителю капеллы, Ирине Душейко. Это человек широчайшей души и редкого гостеприимства, преданный хоровому делу. Она бережно хранит вековые традиции и созидает день за днём новую историю хора, сочетая женскую мягкость и волевое дирижерское начало, и взращивает свой коллектив как добрую и жизнеутверждающую силу.

Мне удалось поговорить с Ириной о её хоре и не только.


Ирина Душейко
художественный руководитель капеллы "Дніпро"
Закончила Киевское государственное высшее музыкальное училище им. Р. Глиэра (класс хорового дирижирования) и Киевский национальный университет культуры и искусств по специальности "дирижёр народного хора".
С 1999 г. — хормейстер, с 2009 г по сегодняшний день — художественный руководитель капеллы "Дніпро" Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

Под руководством Ирины хор записал три компакт-диска и принял участие во многочисленных фестивалях и конкурсах в Украине, Беларуси, Польше, Словакии, Германии, Франции, Италии. Также по её инициативе хор «Дніпро» организовал в Киеве ряд культурных мероприятий, направленных на укрепление международных творческих связей, при участии хоровых коллективов и музыкантов из Германии, Великобритании, Италии, Польши, Эквадора та Литвы.
Ирина, Вы руководите коллективом с богатой историей. Капелла «Дніпро» — первые исполнители «Щедрика» Леонтовича, в разные годы хор возглавляли самые знаковые фигуры в истории украинской хоровой музыки — Николай Лысенко, Александр Кошиць. Разумеется, возглавлять коллектив с таким легендарным прошлым — это большая ответственность. Скажите, эти «корни» вдохновляют или груз ответственности ощущается как тяжесть?

Безусловно, хор университета имеет глубокие корни и удивительную историю. Корифеи, которые руководили хором, были так или иначе с ним связаны, среди них еще и Яков Калишевский, писатель Николай Старицкий, композитор Кирило Стеценко, который некоторое время работал хормейстером при Александре Кошице, композитор Николай Леонтович, — это были главные люди, «киты» украинской музыкальной культуры. С одной стороны, это безумная ответственность, которая все-таки больше меня вдохновляет….но иногда, в минуты отчаянья я ощущаю страх, появляется мысль о том, что «неужели на моей фамилии все закончится?» Конечно, тут же гоню ее прочь.

Как вы стали руководителем капеллы?

Задатки были, наверное, с детства. Мы жили недалеко от оперного театра.
У моей бабушки была подруга — бывшая балерина оперы. У этой бабушки Вали всегда были контрамарки на все балеты и оперы. Вот меня и водили постоянно. По 30 раз на «Лебединое Озеро», «Жизель», «Спартак». Конечно, уже с третьего раза, ребенку 5-6 лет, не очень было интересно смотреть на сцену. А поскольку места всегда были в первом ряду оперы, прямо за дирижером, я клала голову на перила за его спиной и наблюдала за дирижером и всеми музыкантами в яме.

Также, мне повезло в жизни, потому что у меня были прекрасные учителя и хормейстеры-практики и в училище Глиэра, и в Университете культуры. Причем первое образование — это был академический хор, второе — народный хор, со своей уникальной спецификой, которая вначале мне была даже чужда. Так получилось, что я выросла в городе, говорила всегда на русском языке, никогда, кроме одной недели в чернобыльское лето, не была в селе. Не знала обычаи, фольклорный дух, народное пение и песни. Не знала и не любила… Но именно в институте я прониклась «духом Украины», стала «спілкуватися солов'їною мовою».

Сначала я очень расстроилась, что не попала в консерваторию, думала, переводиться после первого курса… А потом передумала, так как нашла на кафедре народно-песенного исполнительства и дирижирования интересные и новые для себя грани. Больше всего меня вдохновляло необычайное умение работы с хором и с оркестром Станислава Евстигнеевича Павлюченко, а главное – это все пробудило во мне любовь и к украинскому языку, и к украинской песне, что в дальнейшем пригодилось в университете. В институте по специальности у меня был — Павленко Иван Акимович, мой учитель, а потом и друг, и коллега. На тот момент он руководил капеллой «Дніпро» и периодически меня приглашал помочь попеть, пройти практику, так сказать. Уже, закончив институт, на втором курсе аспирантуры, Иван Акимович наконец-то пригласил меня работать хормейстером с ним в «Дніпро», где мы десять лет проработали в тесном тандеме и понимании. Честно говоря, я несколько лет ждала этого приглашения, так как хор — мое любимое дело: я всегда стремилась работать с хором, и меня еще студенткой «подпускали к хору», что вообще редкость, в училище - Горбатенко Галина Лукинична, в институте Павлюченко Станислав Евстигнеевич (а характеры у них, поверьте, совсем не простые!). В студенчестве я всегда организовывала ансамбли, мы выступали, в общем, я очень люблю это дело. Преследовало оно меня всю жизнь, а я преследовала его.


Какое ваше самое большое достижение в жизни вообще и в хоровой жизни в частности?

Самое большое мое достижение в жизни: вырастила и воспитала хорошего человека — свою дочь. А в хоровой жизни еще не случилось самое большое достижение, потому что все еще впереди! Пока что не могу подвести черту, еще столько не спето и не раскрыто! Вот в этом году, я очень надеюсь, мы выучим и споем Реквием Моцарта на концерте 175-летия хора «Дніпро» с оркестром, конечно если «сойдутся все звезды». И каждый год несет что-то новое, разнообразное для нас и невероятно интересное.


Расскажите про свой коллектив: кто эти люди и что их связывает?

Эти прекрасные и многогранные люди! Как правило, они талантливы не только в музыке, и не только музыка у них хобби, а есть еще несколько. Помимо этого каждый из них — специалист в своей области: юрист, филолог-журналист, биолог, историк, физик, химик, IT-специалист, бизнесмен, аналитик, учитель, врач, менеджер-управленец и так далее. Это люди разных специальностей, очень грамотные все, интересующиеся и преуспевающие (потому как нужно это же все успеть!). Параллельно они и работают, и воспитывают детей, некоторые и танцуют, и поют. Связывает их не только музыка и любовь к ней. В хоре они находят своих друзей, в хоре они находят друг друга, образуются пары, потом семьи, рождаются дети, потом приходят эти же дети петь… Преемственность такая…
Вообще, для меня хор «Дніпро» — это действительно большая семья, в которой любовь, понимание, взаимопомощь, гармонизация души происходит — вот это главное!!! Возможно, поэтому многие приходят и обретают эту гармонию, потому что я сама ее обретаю только в хоре и при работе с хором. Мне ведь тоже есть с чем сравнить, так как я работаю в хоре уже почти 20 лет и параллельно все эти годы работаю и в бизнес-структурах. Получается, что мы с хористами похожи и все друг друга отражаем…

Как бы вы охарактеризовали хоровую жизнь в Украине?

Мне нравится, что, невзирая на то, что в Украине вечно нет финансирования на культуру и музыку, народ наш все-таки поёт, и хоровое дело развивается.
Очень надеюсь, что придут новые молодые люди к управлению государством, и для хоров, музыкантов и всех искусств изменится все в лучшую сторону, появится поддержка и главное, понимание того, что статья КУЛЬТУРА — это не последняя статья затрат, на которую всегда не хватает финансирования, а первая. Я думаю, что если бы все 25 лет Независимости Украины на это обращали внимание и делали конкретные шаги для идентификации себя украинцами людей, живущих на востоке Украины, в Крыму, с помощью окультуривания, возможно, не было бы того, что есть сейчас.

Я знаю, что каждый год вы выезжаете на гастроли, участвуете в международных фестивалях. Какие поездки были самыми запоминающимися и куда планируете поехать в этом сезоне?

Каждый год мы стараемся организовать гастроли, причем это все своими силами и за свои деньги. У нас есть несколько очень способных организаторов, один из них Алексей Оболенский, с которым мы уже более 10 лет организовываем как гастроли, так и приемы европейских хоров в Киеве. У нас уже, как говорят, «все по накатанной». Но мы сами это все и придумываем, и воплощаем довольно успешно. В этом году планируем поехать в Румынию и Грецию на фестиваль и конкурс. Конечно, любые гастроли очень скрепляют коллектив и они просто необходимы нам всем, чтобы видеть, что в мире происходит, что происходит в хоровой жизни, ощутить себя: «где мы?», «куда идем?», «чего хотим?».

Ну и главное, это все-таки культурная миссия хора «Дніпро». Я считаю, что наши выступления заграницей, а также наше поведение, наша культура – это настоящее представление Украины и реальное формирование образа Украины в Европе.
Хор "Дніпро" исполняет украинскую программу в Университете Констанцу (Германия)
Каким на ваш взгляд должен быть идеальный дирижёр?

Прежде всего, это хороший музыкант. Но для аматорского коллектива это и ЧЕЛОВЕК с большим сердцем, способный понять людей, потому как люди пришли в аматорский хор петь, развиваться и получать удовольствие (последнее — главное). Здесь большое различие между аматорским хором и профессиональным. И очень важно, не «перегибать палку», но и «держать планку» — балансировать и гармонизировать это все очень сложно. Но возможно! А вообще, все очень быстро меняется, и идеальным быть сложно для всех. Мы все люди, и мы все разные, и мы все не идеальны, тем более, что понятие «ИДЕАЛ» у всех разный. Время от времени возникают разные неприятные ситуации…

Я люблю людей, и поэтому я в этом хоре. Самое сложное научиться прощать от сердца, по-настоящему и до конца. Это тяжелая работа души, но, наверное, самая важная. Недавно на странице фейсбук у Ирины Алексийчук, я прочитала следующее: «Глибока ріка навіть не помічає, що у неї кинули камінь. Так і людина. Якщо вона дратується, то вона не ріка, а калюжа...(с)»

Очень это все созвучно моей жизни с хором «Дніпро».

Капелла "Днипро" на фоне Лувра. Культурная составляющая кадра закшаливает)
Есть ли у вас «кумиры» в современном хоровом мире или, может быть, среди хоровых легенд прошлого? Кто-то, на кого вы ориентируетесь.

Прежде всего, учителя: Галина Лукинична Горбатенко, Зоя Александровна Томсон, Станислав Павлюченко, Иван Акимович Павленко, Юрий Юрьевич Галатенко.

Александр Александрович Вацек, Николай Николаевич Гобдич.

Павел Иванович Муравский, Лев Николаевич Венедиктов, Виктор Михайлович Иконник, Вячеслав Сергеевич Палкин, Элеонора Алексеевна Виноградова.

Из оркестровых —Герберт фон Караян, Карлос Клайбер.

Кем бы вы стали, если бы не были дирижёром?

Я – не я…. Не знаю. Может, «космонавтом»?))

Written by Анна Красий
All rights for images and videos belong to their authors.
Читать еще
СВЕТЛЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ И НЕ ТОЛЬКО
2 февраля 2018
К концерту Виктории Полевой на присуждение премии Шевченко
Читать
ХОР, КОТОРЫЙ УСЛЫШАТ ИНОПЛАНЕТЯНЕ
12 апреля 2018
о хоровых записях на Золотом диске Вояджера
Читать
ЭШЕНВАЛЬДС-2: СИЯНИЕ
20 марта 2018
о том, как латвийский композитор охотился за северным сиянием
Читать
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website